Архипелаг ВСЕХБ I часть - Современное христианство - Христианство - Каталог интересных статей - Сайт Думающих Христиан
Пятница, 26.04.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог интересных статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Современное христианство [12]
анализ событий в христианстве 3 тысячелетия
Практическое христианство [4]
обзор поступков христиан на практике
История [0]
история христианства
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
сайт думающих христиан
Главная » Статьи » Христианство » Современное христианство

Архипелаг ВСЕХБ I часть
Как-то в силу того, что я принадлежу к внеденоминационной церкви, мне тонко намекнули, что я, в общем-то, некомпетентен в вопросах, связанных с ВСЕХБ/РСЕХБ. На самом ли деле это так, даже я сам судить не берусь, но тот факт, что я несколько лучших лет своей жизни провел в служении именно в этом союзе, уже говорит сам за себя; а то, что я не смотрю ни на прошлое, ни на настоящее, ни на будущее через розовые очки "братства", конечно, не понравится тем, для которых это самое "братство" стало большим и красивым идолом.

Когда я стал ходить в собрание, то неудивительно, что и мои манеры, и речь, и внешность выдавали во мне внешнего. Тогда мне очень хотелось стать таким, как все, одним из других, как можно скорее. Хотелось быть своим на этом празднике жизни. И я даже об этом молился... Теперь, много лет спустя, я задаю себе этот самый вопрос, "Зачем?", но уже с большим опозданием.

Первым делом, я обратил внимание, что верующие произносят слово "христианин" с ударением на последнем слоге, в то время как я привык делать ударение на "а". Такая незначительная деталь явилась началом того, что я стал сознательно изменять свою речь для приобретения баптистского диалекта.

Солженицын в своем "Архипелаге" писал, что заключенные ГУЛАГа фактически образуют особый народ, со своей культурой, языком, внешностью... Но никто еще не написал повесть "Архипелаг ВСЕХБ", никто еще не провел параллели между народом и типичным баптистом, у которого своя феня, свой шансон и свои же телогрейки.

До моего воцерковления (небаптистское слово, я его выучил уже живя в США, но я его использую для описания приобщения к особому миру баптистской жизни, как противовес приходу к Христу) я имел вполне нормальную речь, характерную для интеллигента того времени; после же этого воцерковления, когда я позволил сломать себя, я забыл, как правильно говорить (ну старался я перенять это), "церквям" или "церквам", но от этого не страдал, ибо на такую мелочь внимания не обращалось, а некая юродивость речи была явным признаком духовного роста.

Я помню проповедь одного брата, который настаивал на том, что речь баптиста должна отличаться от "мира". Для основания такой мысли было использовано место из Евангелия, даже не просто вырванное из контекста, но и просто грубо искаженное сим проповедником с неполными восемью классами образования. Место было взято из Евангелия от Матфея, гл. 26, ст. 73: "точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя". Тогда я, будучи на стадии ницшевского верблюда, принимал все слова проповедников за чистую воду. Таким образом, баптистская субкультура открыто проповедовалась с кафедры уже тогда...

Став "приближенным" (это звание мне далось, когда пресвитер разрешил мне не каяться в церкви, но помолиться вслух в знак моего полного обращения), я понял, что до того, как я приму крещение, я являюсь никем, изгоем, негром. Мне запрещалось участвовать в хлебопреломлении, иногда целоваться ритуальным приветствием (об этом чуть ниже), участвовать в служении (разрешалось в виде исключения рассказать стихотворение), петь в хоре, и вообще систематически напоминалось о моей ущербности и неполноценности. А так как я был единственный "из мира", то каждый считал своим долгом нарисовать мне картину о том, какой прекрасной моя жизнь стала теперь и какой мерзопакостной она была до этого. И со вздохом обычно делался очень глубокомысленный вывод: мол, да, в миру одна мишура.

Но все-таки я был "приближенным", что является эквивалентом "черпака", - еще не "дедушка", но уже и не "молодой". Удивительно, как солдатский табель о рангах перекочевывает во все области жизни советских людей, даже в церковную жизнь. Можно было поучить "молодых", то есть тех, кто еще не "покаялся", и позаискивать перед всякими дедушками-дембелями. Элемент казармы в церкви... Об этом еще стоит поговорить, тут столько параллелей, что невольно спрашиваешь себя снова и снова: "А как это может быть просто совпадением?"

Вообще, отдельное место надо отвести баптистским речевым штампам - это явление выдающееся. Ну, взять хоть словосочетание "принимать крещение". Совершенно непонятно, почему крещение надо принимать, а не креститься. Ведь учат же, что крещение означает погружение, но никому ведь не придет в голову утверждать, что погружение принимают. Хотя я думаю, что хотя с позиций русского языка и можно оправдать такое выражение, но оно является каким-то лицемерно-официальным, люди так не говорят, - это все равно, что, рассказывая о своей свадьбе, говорить: "Мы совершили бракосочетание". Хотя и последняя фраза употребляется в ЕХБшных кругах... Но непонятно, почему надо совершить молитву, а не молиться? Почему надо вступить в брак, а не жениться? Почему сестра служит стихотворением, а не рассказывает стихотворение? Да потому, что в архипелаге свой диалект. Начни говорить по-другому – и все сразу поймут, что ты здесь чужой.

Интересно отметить, что ругательные выражения баптистами не употребляются. Ну, говорит же Писание, что не может из одного источника течь горькая и сладкая вода, а каждый читает себя источником воды сладкой. Но не беда - частью баптистской субкультуры стали особые ругательства, которые очень благочестиво звучат и носят маску учтивости или доброжелательности. Типа того, что "я помолюсь о твоем духовном возрастании" - это означает, что говорящий желает тебя унизить, заявив о твоем невозрастающем состоянии; а прилагательное "невозрожденный" означает "нечистый, проклятый, недостойный". Причем, если справляются о чьем-то духовном состоянии, то подразумевается, что объект вопрошания проявлял несистематичность в посещении собраний и, таким образом, никогда не сможет стать таким же совершенным, как и вопрошающий.

Вместе с тем, отдельные слова баптистами игнорируются. Например, совсем не важно, что бормочет кающийся во время обряда покаяния возле кафедры. Хорошо, если его речь прорывается воздыханиями "Господи, прости…", остальное вообще неважно. Не придается значения и молитвам нездоровых энтузиастов из рядов. Кстати сказать, обычно такие молитвы представляют собой лишь набор бессмысленных штампов, но иногда импровизация увлекает совсем не туда. Но это не имеет значения, это все равно никто не слушает, а по окончании все с облегчением скажут "Аминь!" (что означает "Ну надоело уже!"). Кстати сказать, такие молитвы из рядов зачастую используются как средство протеста против политики руководства или как средство массовой информации враждующих кланов. Это вообще история особая.

Вообще говоря, проповеди тоже никто не слушает. Конечно, бывают и исключения, когда заезжает какой-нибудь языкастый краснобай, но это только тогда. Обычно слушание проповеди сопровождается благочестивым машинальным киванием в хасидском стиле и отвлеченными блуждающими взглядами. Этой самой проповеди придается мистический смысл: одному факту присутствия в это время в собрании негласно придается статус таинства. Конечно, так никто не учит, но это является тем, о чем все знают, но никто не говорит. Те "духи", которые стараются вынести какой-то смысл из сказанного в трех-четырех проповедях во время собрания, обычно долго пытаются примирить в себе абсолютную бессмыслицу и взаимные противоречия, которыми наполнены сии произведения искусства аборигенов. Помню, как один приезжий проповедник из Казахстана учил, что Христос, де, согрешил, а слушатели восторгались его красноречию.

То же можно сказать и о том, что называется "общее пение". Зрелые верующие поют чисто машинально, нисколько не задумываясь о смысле слов, в большинстве случаев откровенно низкопробных. Слова нескольких песен грубо противоречат баптистскому же вероучению, но это никого не смущает. Да и средняя община в состоянии спеть лишь около 10 процентов "Сборника духовных песен", но вопросами об этом задаваться тоже не принято. Да, еще некоторые песни были переиначены составителями, которые внесли элемент политкорректности в чересчур резкий изначальный смысл, но ставить под сомнение мудрость "старших братьев" здесь граничит с богохульством. Ну а стиль пения заимствован из пивных XIX века, когда, собственно, эти песни и появились. Конечно, стиль тоже претерпел существенные изменения: песню обычно растягивают до неузнаваемости. Особо ретивые хористы стараются при этом как-то привести темп в норму, но результатом такого действия обычно является абсолютная какофония.

Еще один интересный элемент. На некоторые слова есть табу, и на употребление таковых существует негласный запрет. Такими "неверующими" словами являются "здравствуйте" и "спасибо". Вместо них принято говорить "приветствую" и "благодарю", а по употреблению этих слов судят о принадлежности к людям, отождествляющим себя со странным акронимом ЕХБ. Надо сказать, что некоторые условности разнятся от места к месту, хотя миссионеры-энтузиасты и стараются распространить их. В церкви, где я являлся "черпаком", таким словом было "рюмка". Когда совершалось хлебопреломление в узком кругу, то большой чаши было многовато, но использовалась именно рюмка, которую не называли вообще никак. Когда я по неофитской неопытности назвал сей предмет рюмкой, на меня посмотрели так, как будто я произнес какое-то страшное непотребство. Да, и кроме того некоторые активисты старались добиться запрещения наименования ржаного хлеба "черным", но это начинание особой поддержкой не пользовалось. Но ничего, не оно первое, не оно и последнее, - баптистская феня превратилась во вполне стойкий диалект, применение которого сходно разве что с употреблением церковнославянского языка в православии и латыни - в католицизме.

"Спевка" - это вообще явление уникальное, как уникально и название. Надо сказать, что хор - это некий элитарный круг избранных, которым гарантированы удобные бронированные места в собрании. Да и быть "хористкой" является высшим почетом и максимальной ступенью роста для женщины в баптистской общине. Кстати, по этой же причине ансамбли поклонения с трудом приживаются - сварливые пресвитерши зачастую не выносят конкуренции. А вот "проповедники" на хористов поглядывают свысока, как на ефрейторов. При этом, конечно, они зачастую награждают их званием "левитов", скромно намекая на свое служение по чину Аарона. Интересно отметить, что хор - это дело пожизненное. Редкостному регенту (баптистское слово для дирижера) удавалось высадить из хора какую-нибудь излишне деловую сестру без слуха и голоса, да и то с огромным количеством неприятностей и благочестивых проклятий. Так что регенты предпочитают с этим не связываться, жертвуя качеством пения во имя собственной тихой и беспечной жизни.

Само понятие "молитва" в баптистской среде носит иное значение, чем в православии, и в тоже время удивительно похоже на православное. Оно более, чем православное понятие, приближено к изначальному значению, то есть «мольба к Богу». Но тут различия и заканчиваются. Баптисты вполне обоснованно отказались от телодвижения, именуемого "крестным знамением", которое по сути дела заменяет молитву как таковую в исторических церквях. Формально отказались и от заученных или записанных молитв. Но так как выдумывать всякий раз, о чем молиться, представляется невозможным, то повторы происходят каждые три-четыре молитвы, и такая "молитвенная речь" становится просто набором штампов-блоков, из которых молитва и строится. Молитва, таким образом, становится импровизацией на тему благочестивых высказываний и отличается от заученной молитвы тем же, чем и джаз от симфонии.

Также меня всегда удивляло увещевание проводить пятницу накануне хлебопреломления в посте и молитве, и хотя я и не участвовал в силу своего статуса "черпака" в хлебопреломлении, но от чистой совести старался соблюдать все благочестивые предписания, включая "пост и молитву" в пятницу. Быстро выяснив, что "пост" представляет собой полный отказ от пищи и воды, а пятница длится 24 часа - от полночи до полночи местного времени, я решил следовать сему установлению, вооруженный сим знанием. Осталось только понять, как это, провести 24 часа в молитве, - я мог изложить все мои нужды перед Богом где-то за две минуты, ну а за пять - вспомнить всех родственников, друзей и знакомых. А тут 24 часа. Обратившись с этим вопросом к диакону, я получил ответ: мол, молиться надо сердцем, только к пятидесятникам не ходи. Ответа на вопрос, что значит "сердцем", ни у кого не было, и я подозреваю, что пятничное бдение у всех сводилось максимум к пятиминутному повторению заученных фраз. Но к пятидесятникам я в ту пятницу так и не пошел.

Стоит остановить внимание на термине "братство". Вообще, в среде ЕХБ термин "брат" или "сестра" применим к любому человеку, имеющему статус "приближенного" и выше. Иногда "приближенных" не считают братьями, но это в редких случаях и обычно по чьим-то личным убеждениям. Зачастую обращение "брат" имеет официозный характер, особенно если оно заменяет имя. Как и в других терминах, смысл этого слова выхолощен до основания; употребляя слово "брат", никто и не задумывается о родстве во Христе, - это слово просто стало эквивалентом коммунистического "товарищ", а штамп "братья и сестры" - просто словом-паразитом, заполняющим пространство в речи. Если же говорить о "братстве", то никто толком не знает, что означает это слово, тем не менее, оно активно используется. Иногда ему придается мистическое значение, иногда это идеализированое представление о деноминации, иногда - эквивалент Союза. Это слово, таким образом, является уникальным достоянием ЕХБшного словаря - без определения, без смысла, имеет мистическое значение и является негласным объектом поклонения.

Конечно же, говоря о диалекте архипелага, невозможно обойти такое понятие, как "мир". Очень часто можно услышать воздыхания о том, как плохо в миру и какие там беды, но, как и в случае с "братством", никто толком не знает, что же это такое, "мир". Этим словом описывается некий мистический антипод "братства", который надо ненавидеть с такой же силой, с какой надо любить "братство". Таким образом, перед нами какой-то культ, описываемый символом Инь-Янь, - "братство" невозможно без "мира", как и "мир" без "братства". Весь этот восточный мистицизм настолько наполняет жизнь архипелага, что без него нет и основной части культуры такового.

Используется это слово в самых разнообразных сочетаниях, например "ушел в мир", которые хоть и звучат как выхваченные из фильма "Андрей Рублев", но несут они совершенно другой смысл. Непосвященному человеку этого смысла не понять. Вообще, "мирской" является благочестиво-ругательским выражением и никогда не используется как положительное и очень редко - как нейтральное.

"Старшие пресвитера" (ныне "епископы") появились во ВСЕХБшной среде с незапамятных времен. Это явление, откровенно чуждое букве и духу баптистского вероучения, нашло плодовитую почву во ВСЕХБшной среде, где в понятии всех и каждого над каждым старшим должен быть более старший, а уж всем руководит некий самый старший понтифик. Иерархическая система управления была крайне удобной для сталинско-хрущевского аппарата контроля, а звание понтифика кочевало от Председателя к Генеральному Секретарю и обратно, в зависимости от веяний времени. К "епископам" и выше широко применяется термин "старшие братья", подчеркивая их превосходство перед "просто братьями"; кстати, говоря о "братьях", часто подразумевают не просто верующих мужского пола, но проповедников, а термин "старшие братья" применим и к пресвитерам, редко – к диаконам.

Кафедрой в баптистском понятии является трибуна, с которой произносятся проповеди. Никто не помнит, кто первый придумал это название, которое очень учено и красиво звучит, к тому же как-то отделяет от коммунистической терминологии, а то ведь термин "трибуна" напоминает Ленина, залезшего на броневичок. Тем не менее, самолюбие иного слесаря зашкаливает от восторга сознания его места на "кафедре".

Звание проповедника человек получает в первый раз, произнеся проповедь с кафедры; это немало подпитывает самолюбие вне зависимости от того, что говорит тот или иной проповедник. Особым почетом является произнесение проповеди в воскресенье утром, когда вся церковь собирается на "основное" собрание. Уже упоминалось, что обычно проповеди почти не слушаются, исключением являются пересказы каких-нибудь сердобольных фикций.

Диакон в баптистском понятии - это младший пресвитер, что имеет не много общего с учением Писания о диаконах. Это первая официальная ступень в церковной карьере. Обычно в ЕХБшной среде диаконов избирают, чтобы проверить несколько лет, не выкинет ли он чего-то не того, а потом совершают над ними таинство рукоположения, через которое они получают официальное пожизненное звание диакона. Если проводить параллели с армейскими чинами, то диакон - это уже лейтенант, а когда просто проповедник - это как старшина. Диакона уже не так просто игнорировать, с ним считаются, он вхож к пресвитеру и имеет на него влияние. К тому же он считается априори духовным и авторитетным. Те, кто имеет виды на карьеру в церкви, стремятся к диаконскому званию; ЕХБшные неписаные правила требуют, чтобы кандидаты соответствовали набору критериев, гарантирующих верноподданность таковых всей системе архипелага.


II

Когда я закончил первую часть, у меня в душе появились некоторые сомнения. Я осознавал, что пишу я все это, не зная, кто и как будет все это читать, да и будет ли вообще... Но мне важно было написать это, даже хотя бы и для себя, ведь "это был такой долгий путь, и это был такой странный путь". Ровно десять лет назад я сделал свою первую Интернет-страничку, и тогда я, пригласив читателей в мой мир, попросил их не сорить там. Теперь же мне все равно - я не боюсь ни мусора, ни укоров. Мне незачем быть неискренним.

Итак, архипелаг. Встает вопрос: а должно ли быть так? Кто такие христиане, вообще, кто это такие, что делает их христианами, что их отличает от всех других, что у них особенного? Как-то невольно вспоминается Соловьев... А есть ли что истинное под грудой околохристианской мишуры, самое ценное, самое дорогое? Welcome to the jungle.

Я смотрю на фотографию своего собственного крещения. Что я тогда чувствовал? Да уже и не помню. Немного вспоминается и чувство собственного недостоинства, и какая-то восторженность от причастности к чему-то великому, и радость от нового звания "член церкви".

Теперь уже, спустя много лет, когда и мой сын уже был крещен в этом году (нет, не у баптистов), я вынужден признать, что не понимаю смысла этого титула. Писание нигде не учит, что крещение является чем-то, что изменяет положение человека перед Богом. Но в среде ЕХБ крещение является тем, что разделяет людей на своих и чужих. С того времени, как человек крещен, за ним закрепляется звание "член церкви", он вносится в списки местной общины ЕХБ, ему разрешается принимать участие в хлебопреломлении и ему может быть предложено какое-нибудь участие в служении. Но, вместе с тем, от него ожидается соответствие определенным стандартам, зачастую откровенно ничего не имеющим общего с Писанием и баптистским вероучением.

Крещение является событием, которое происходит только раз в жизни. Баптистов обычно нигде не перекрещивают; только отдельные озлобленные элементы после перехода в другую конфессию настаивали на своем повторном крещении в знак полного и окончательного разрыва с баптистами.

Но вот чего я не мог понять - почему крещению придается такое большое значение? Я все понимаю, что Писание говорит о крещении, но только вот где оно говорит об испытаниях, свидетелях, договорах, подписях и обязательствах? Когда встал вопрос о моем испытании, выяснилось, что для успешного прохождения этого самого испытания необходимо привести "свидетеля" из числа членов церкви. "Свидетель" должен был засвидетельствовать перед испытывавшими о моем возрождении через рассказы о моем богоугодном житии. Ну и, конечно, мне надлежало показать способность выучить наизусть некоторые контрольные места из Библии.

Одним из вопросов, заданных мне на "испытании", был вопрос о моей перспективе семейного положения. Убедившись, что у меня на данной момент нет подруги, старцы пригрозили мне отлучением, если я намерюсь решить этот вопрос вне церкви. Для придания всему этому большей весомости было приведено место из Писания "только в Господе" - 1-е Коринфянам, гл. 7, ст. 39. Сейчас бы я назвал такое "подтверждение" искажением Слова Божьего, но тогда это и вправду выглядело очень даже весомо.

Как выяснилось потом, не все на моем испытании было так уж гладко. За закрытыми дверями серьезно обсуждалось мое комсомольское членство, причем меня самого об этом самом членстве даже и спросить не удосужились. Все досталось моему свидетелю, который был вынужден прочитать обалдевшим братам лекцию об общей основе системы ценностей. Я сам об этом узнал только позже, когда мой свидетель мне об этом по секрету рассказал.

Итак, напялив в назначенный день халатик с грузиками по подолу (для благочинства внешности), я был окунут в воду после исповедания моей веры. С удивлением я посмотрел на то, что пресвитер поднял надо мной руку, задав мне вопрос о моем уповании; но тогда я просто подумал, что если поднял руку, то значит, так надо. Впрочем, тайна сия была решена вскоре - эта рука приземлилась у меня где-то в районе груди, и, повинуясь натренированному движению, я пошел под воду. Со мной особых происшествий тогда не случилось, а вот другой, не такой опытный пресвитер, крестив в тот же день одну из женщин, не смог полностью запихнуть ее под воду. Я, уже крещенный, наблюдал это, находясь подле другого пресвитера, который тихонечко прокомментировал: "Не крестил ведь!" Эта небольшая ремарка не давала мне потом заснуть - а что если и мое крещение было не совсем действительным? Что если какая-то маленькая часть и моего тела осталась там, на поверхности воды? Ведь это уже не будет крещением, а я не буду настоящим членом церкви...

Мне после крещения преподали вечерю. Меня немало удивляло это словосочетание, ибо до этого мне преподавали только сопромат. Вино на самом деле было не таким, какое я пил во времена буйной молодости, хотя и пришлось узнать кагор. Вечеря была преподана в большой бронзовой чаше (именно чаше, а не рюмке); пить из нее было неудобно, волны плескались где-то у меня под носом, и с непривычки я облился. Я был так взволнован, что не замечал, что в этот столь жаркий день пот у меня пропитал пиджак аж насквозь.

Настало время ритуального целования. Надо сказать, этот обряд меня очень удивил во время моего первого визита на собрание, когда один резвый браток поцеловал меня прямо в губы. До этого подобное действие мне приходилось наблюдать разве что около Большого Театра, куда мы пацанами бегали смотреть на голубых. Но после визита в удивительный мир ЕХБ это действие отдавало каким-то масонским таинством и стало казаться чем-то элегантным. Знание, как правильно целоваться, тоже определяет уровень духовности в глазах других посвященных. Если у кого-то это не получается или получается недостаточно проворно, то это ставит под сомнение частоту посещения собраний, а следовательно и духовный уровень. Но тут тоже надо знать меру. Как-то, будучи "черпаком", я захотел "поприветствовать" местного диакона; когда же мне было отказано в этой привилегии, я очень переживал. Он мне потом объяснил: мол, сначала скверну мира смой водами крещения... Ну, теперь-то я не "черпак" и могу целовать кого хочу!

Перецеловавшись со всем Братским Советом, я официально стал "членом церкви". Так началась моя воцерковленная жизнь.

Проповеди у меня особо не получались. В силу неопытности проповедовать мне давали исключительно на "второстепенных" собраниях, на которые собиралось около 20 процентов от посещающих "основное", то есть воскресно-утреннее собрание. В воскресенье вечером все собрание обычно представляло собой сонное царство, а однажды один из служителей просто уснул, сидя рядом с кафедрой. Мои проповеди были неприкрытым мучением как для слушателей, как и для говорящего. Но быть проповедником - это есть очень хорошо. Во-первых, когда все перед началом собрания занимаются поисками места в зале, проповедники собираются в так называемую пресвитерскую комнату, где спокойная обстановка, отдельная вешалка и мягкие стульчики. Перед собранием проповедники во главе с пресвитером (или же тем, кто руководит собранием) гуськом направляются опять же к мягким стульчикам, зарезервированным для них за кафедрой. Что-то есть особо почетное в этом шествии старцев... Часто приходилось слышать, что у баптистов нет разделения на "клир" и "мир"; у меня всегда проскальзывает улыбка, когда я слышу об этом. Пусть какой-нибудь "мирянин" сядет на стульчике за кафедрой, тогда мы увидим принцип всеобщего священства в действии.

Само собрание представляло собой три-четыре проповеди, между которыми или рассказывалось стихотворение, или же кто-то пел. То, что называлось "служением стихотворением", редко заслуживало внимания. Обычно чтец не удосуживался не то что выучить стихотворение наизусть, но и даже хоть как-то с ним ознакомиться. Поэтому смысл не доходил ни до слушающих, ни до читающего, а само стихотворение, записанное на ученической тетрадке в клеточку неразборчивым почерком, зачастую представляло проблемы и для самого чтеца. Но целью такого чтения было заполнение паузы между проповедями, что и достигалось на отлично.

Бесспорно, что культурность ЕХБшника определяется и навыками поведения в собрании, например, тонким чутьем момента, когда надо встать, а когда - сесть. Надо сказать, что для среднего члена церкви молитва сидя несет в себе элемент святотатства; поэтому очень важно, чтобы молитва не застала никого в сидячем положении. Иногда доходило до смешного: например, когда избранные кушали щи после собрания, то при молитве опоздавших все судорожно вскакивали, даже если и момент тот застал в самом неудобном положении. И в собрании очень важно не пропустить момент, когда руководящий выходит за кафедру, вернее, когда он встает со своего мягкого стульчика и становится на кафедру. Тут все встают. Встают все, и когда объявляется "общее пение"; уметь открыть сборник на нужном месте - это свидетельство духовного опыта, ну а уж знать слова наизусть - это вообще высший пилотаж. Если хор запоет что-то, отдаленно напоминающее молитву, то вскочить в это время является признаком особой духовности. Все эти нюансы не учатся в "школе молодого баптиста", а приходят с опытом и поэтому определяют, насколько иной гость является "своим". Часто на поведение смотрят, чтобы определить, что с иным гостем делать после собрания: благовествовать ему или пригласить на щи.

Те, кто будет проповедовать, избираются руководителем собрания, но обычно выбор тут небольшой. Иногда руководитель перед собранием орлиным взором оглядывает зал в поисках заезжих братьев, способных проповедовать. Критерием проповедующих обычно являются хорошо затянутый галстук-удавка и пиджак в стиле "поездка в город"; более близкий осмотр исследует запахи на предмет запрещенных субстанций - табака и алкоголя, и в случае негативного результата теста потенциальному проповеднику делается предложение после вопроса "Откуда?". Принято отказаться, принято и поупрашивать. И после всех формальностей таковой "проповедник" с почетом препровождается в пресвитерскую.

Собрание заканчивается ритуальным передаванием приветов. Предполагаются краткие фразы, вроде "привет от Татьяны Михайловны", или "привет из общины села Большие Пруды", и так далее. Но зачастую особо резвые женщины, чувствуя потребность выговориться, превращают эту фразу в десятиминутный рассказ о своих похождениях. У руководителя есть несколько отработанных приемов, как вежливо заткнуть подобных энтузиастов, ну а заканчивается все это словом "благодарим", сказанным хором. Это удивительный ритуал настолько неизменно повторяется от собрания к собранию, что и непонятно, как вообще можно без этого обойтись.

После этого произносится хоровая просьба передавать приветы от самой общины. Смысл всех этих приветствий от меня сокрыт и до сих пор. Приглашением к таковому священнодействию является сакраментальная фраза, которая так засела в моих печенках, что, наверное, теперь до смерти помнить буду: "Если кто будет посещать другие общины нашего братства, посещать больных, престарелых, просим передавать сердечный привет от нашей церкви". Потом следует хоровое "Просим!", объявляется информация о частоте собраний (хотя это расписание у всех уже в кишках сидит), и собрание заканчивается.

Зато начинается время целования. Никто не знает, откуда это взялось - то ли из-за подражания восточным обычаям древности, то ли еще от чего. По крайней мере, советским людям, столь любящим смотреть на Брежнева, смысл этого ритуала предельно ясен. Да, целуются только люди одного пола (в Польше пошли дальше - там целуются все); для такого приветствия есть тоже определенная техника, - сначала берут партнера за руку, а потом его подтягивают на себя этой самой рукой для поцелуя в губы. Иногда отказываются, ссылаясь на грипп. Сейчас, наверное, меня стошнило бы от одного вида такого "приветствия", ну а тогда ничего, глотал чужие сопли и не задумывался.


III

Существует универсальная проблема, существующая со времени грехопадения, имя ей стена. Стены строятся везде, ими делят всех и все до бесконечности, ими отгораживают преступников от общества и общество от преступников... ВСЕХБ стал своим миром, со своими проблемами, своими авторитетами, своими стремлениями, своими пороками, своей музыкой, своей поэзией, своим правом и своими законами, своей моралью и очень-очень многим другим своим. Этот микромир я и назвал архипелагом. Эти стены... Как же страшны они... "All in all you're just another brick in the wall."

Неизменной атрибутикой архипелага являются и весьма характерные празднества. Каждый праздник имеет свою специфику и смысл, сокрытый от внешних. Конечно, о смысле Рождества еще как-то можно догадаться, ну а уж такое празднество, как День Единства, является всецело уделом посвященных.

Иронией судьбы День Единства был первым праздником, на котором я присутствовал в ЕХБшном собрании. Тщетно тогда я пытался извлечь хоть какой-то смысл из сказанного на проповедях, мне не удалось понять, ни о чем этот праздник, ни какое основание у него, - короче, вообще ничего. Проповедники говорили о молитве Христа, чтобы его ученики были едины, и о том, как они едины, и тому подобное, но для меня это оставалось словами. Уже годы спустя я спрашивал у верующих, что они знают вообще сами-то об этом празднике. Только единицы смогли мне дать более-менее внятный ответ, остальные же мямлили какие-то общие фразы без смысла.

А между тем, этот день является празднованием начала ЕХБ, ВСЕХБ и всех от того производных всевозможных "ЕХБ". Основанием для празднования является желание увековечить создание Сталиным института ВСЕХБ через объединение разгромленных остатков евангельских христиан и баптистов в 1944 году.

Неприкрытая искусственность этого праздника с добавлением факта откола "инициативников" из-под власти сталинского аппарата ВСЕХБ сделала этот праздник второстепенно-формальным и незаметным. А о ЕХБшном взгляде на единство стоит поговорить особо.

Так уж получилось, что, по мнению аборигена ЕХБ, единство - это вхождение церквей в один союз, то есть организационное единство. Это, кстати, совершенно непонятно человеку с западным менталитетом, - ведь один из принципов баптистского вероисповедания предусматривает именно независимость индивидуальной церкви, а тут о единстве судится по некоему внецерковному элементу. Тот факт, что духовное единство приравнивается к организационной бюрократии, уже говорит о том, что церковной независимости де-факто не существует: похоже, и в эту область проник менталитет великорусской державности, так ярко выраженный в гениальном фильме К. Шахназарова "Город Зеро".

Другим весьма примечательным праздником архипелага является "День Жатвы". Библейских оснований для празднования оного не больше, чем для Йом Кипура, но, тем не менее, этим никто не смущается. Прозванный в быту "Днем Жратвы", этот праздник характерен обильным общецерковным обедом. Для круга избранных подобное празднование происходит каждое воскресенье, а тут - раз в году для всей общины. Есть и другой атрибут у этого празднества - это так называемая "витрина", то есть груда овощей, околохудожественно уложенная перед трибуной-кафедрой. Надо сказать, что в связи с коллективизацией сельского хозяйства (а теперь и с последующей приватизацией) этот овощной символизм потерял всякий смысл: урбанизированному человеку трудно связать вид тыквы со своим благосостоянием, а бананы почему-то на витрину не кладут. Эх, теперь бы пошло положить на витрину что-нибудь символизирующее тринадцатую зарплату, ну, белый конвертик с муляжом денежных знаков был бы наиболее точным отображением современности. Но все ЕХБшное явно отдает двадцатыми годами прошлого века, а боязнь всего нового бережно хранит все эти потерявшие всякий смысл формы.

Проповеди на праздники являются до боли предсказуемыми и неинтересными. Так как песни общего пения успешно забываются за год, то и общее пение представляет собой соло старожилов. Попытки привязать молитву к текущему событию также являются источником конфуза. Хотя и "День Жатвы" был задуман как благодарение Богу за урожай данного года, местные реформаторы все время стараются передать некий "духовный смысл", то есть все время приглашают попраздновать урожай "душ", то есть десяток человек, крещенных в этом году. Надо признать, что, как ни крути, урожайчик получается довольно жалким. Когда число верующих исчисляется сотыми процента, говорить об "обильном урожае душ" по крайней мере неуместно.

Юлианско-григорианская путаница не обошла и баптистов, к этому добавилось волхвование над датой празднования Пасхи; как следствие, никто толком не уверен в датах праздников, и для прояснения ситуации выпускается "Календарь ЕХБ", который вместе с "Братским Вестником" является официальной баптистской периодикой. Пасха празднуется вместе с православными, в дату, им одним известную. Празднование обычно происходит в канун самой даты, до полночи - почему-то считается, что именно в полночь начинается это время празднования. Это собрание накануне Пасхи - одно из самых интересных, на него обычно прибывают для порядка представители власти, которые весьма заметны тем, что не встают во время молитвы, что вызывает весьма негативные эпитеты, типа "дикари!". После трех часов изматывающих проповедей, на которых с удивительной предсказуемостью пересказывается евангельская история, в полночь поется переделанная православная песня "Христос воскресе из мертвых", в это же время произносится риту??альное "Христос воскрес!" с ожидаемым хоровым ответом.

Мне никогда не нравился этот обычай ритуальных слов "Христос воскрес!" с ожидаемым ответом; в нем есть что-то подневольное, какое-то насилие над личностью, а я не люблю насилия в любых проявлениях. Подскакивает к тебе какой-нибудь тип и своим бессмысленным восклицанием думает заставить тебя сказать ответ. Натренировать говорить ответ можно и попугая, а я - не попугай, я - сторонник осмысленной речи. Эта глупая игра в пароль-ответ хороша разве что для детского сада, а здоровые дядьки пусть найдут для себя что-нибудь более разумное.
Еще будучи "черпаком", я пытался понять странную логику ЕХБшных празднований. С одной стороны, утверждалось, что Библия является единственной основой вероучения, но когда на пасху большинство "мирян" неофициально обменивались цветными яйцами, то я что-то не мог припомнить описания подобной практики в Писании. Тщетно .... [продолжение]
Категория: Современное христианство | Добавил: cpacenue (16.11.2007) | Автор: Copyright © 2005 Eothain
Просмотров: 4540 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 4.2/12 |
Всего комментариев: 10
10 cpacenue  
0
"Лучше двое-трое, немощных, но преданных Христу" - лучше сотни тысяч преданных Христу. Об этом и статья.
А вы предлагаете быть немощным и преданным традиционализму.

9 Сергей  
0
Есть традиции, не являющиеся принципиальными для благословенного следования за Господом. На этом нам не стоит акцентировать внимание. Пример: вставать и слушать стоя, когда читается Слово в собрании христиан. Возможно такое взято из (Неем.8:5).
Это хорошая традиция, но не принципиальная. Есть много и других… Но есть вопрос важный, касающийся спасения!
Существует только одна Церковь – это та, Главой которой является Христос Господь, которого Бог Отец поставил «выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его…» (Еф.1:22,23). Глава – это не рука и не нога. Если во главе церкви стоит братство или руководящий брат (т.е. решения принимаются не Господом, согласно Его Слову через Его верных слуг, единодушно разделённое всеми чадами Божиими!, а людьми, даже очень авторитетными и духовными или голосованием членов («церковная» демократия), то это сообщество не является Церковью (т.к. во главе – люди и ИХ правильные решения)… оно является организационной религиозной системой - станом… И таких станов множество (официальных или неофициальных, либеральных или консервативных, отделённых от всех или объединённых в союзы с другими и т.д. и т.п.).
Надо сказать, что самой лучшей организационной религиозной системой на земле был тот стан, который создал Сам Бог (Иудаизм). Ч.Г. Макинтош пишет: «Но если Бог отверг иудаизм, когда он превратился в мертвящую систему ритуалов и обрядов, что же Он скажет о системах, созданных человеческой рукой? Как много религиозных течений и приверженцев этих течений оказываются вне Христа!
Христос вне "стана", это так, в этом не может быть сомнений. Но слышим ли мы призыв Христа, ищем ли истинного соединения с нашим Господом? Конечно, можно найти себе оправдание и сказать: "Но я не могу выйти. Мое место в этой системе - в "стане" ". Я здесь много и плодотворно работаю и у меня хорошо получается". Конечно, так можно сказать, но такое оправдание будет иметь значение только для нас самих, но не перед Богом. Если мы здесь, на земле, выбираем место не с Иисусом, потому что Он несомненно вне "стана", но как определит Он нам место в Царстве Бога?»...
Находясь в таком сообществе, и искренно стремясь к познанию истины Вы не сможете не заметить расхождения с Писанием в вопросах крайне важных для настоящей Церкви! Например, в учении о духовном Рождении. Вместо веры в Господа Иисуса (Деян.16:31, Еф.2:8) зачастую «проповедуется» официальный «выход вперёд к кафедре, и молитва покаяния в собрании»
Это не спасает! Т.к. спасает Бог, а не молитва! Его надо принять сердцем (даже если вы едете в транспорте или совсем один у себя в комнате).
Ещё одним заметным явлением будет общительность и участие! Церковь – это семья, где общие радости и общие переживания (1Кор.12:26)! А в семье все друг друга знают и проявляют участие. Вы там не почувствуете себя одиноким... Материальные средства собираются на нужды церкви (т.е. друг друга! см. Деян.4:34), а не куда-то! Если Вы жертвуете средства, а рядом с вами сидит нуждающийся брат/сестра, стоит задать вопрос: а чем я занимаюсь?...
На служение друг друга назначают люди… рукополагают… посылают на труд…
В виноградник господина мог нанимать трудящихся только сам господин (Матф.20:1). Не могли слуги ставить на труд в винограднике себе подобных! На труд и служение готовит и ставит Господь (Деян.13:2).
Не стану продолжать. Собрания, где Христа нет, не замечают Его отсутствия! Это ужасный факт последнего времени! Из-за кажущегося видимого (иногда количественного) успеха в служении, труде, и даже во внутренних ощущениях веры, они не чувствуют нужды в Спасителе "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды" (Откр.3:17). Это говорит церковь! Послание написано не людям мира сего, а Лаодикийской церкви. Христос за дверью! Не внутри дома, а вне! «если кто услышит голос Мой и отворит дверь…» (увы, не все услышат, а - «если кто»…).

Господу не всё-равно, в каких общениях находятся Его дети. Поэтому Он говорит: «2Кор.6:17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». Это не о выходе из мира, а о выходе из среды «не Божьего».
Лучше двое-трое, немощных, но преданных Христу, собранных во имя Господа, чем большое количество людей, привыкших к религиозности, не желающих ничего менять в своей жизни, равнодушных к принципам Слова Божьего и солидарно идущих в погибель.

8 DAN  
0
Человек Христа не познал, по всей видимости, и поэтому лукавый его использует, чтобы обливать грязью верующих.

Что Вовочка, не нравится? А как сам поливаешь харизматов на инвиктори, тебя там не лукавый использует?

7 Вовочка  
0
На сайте думающих христиан написали статью не подумав хорошо. Такая ерунда написана. Видно человек или из зависти пишет, или из-за обиды. Ну, так не клеветать надо на весь интернет, а по Библии поступить. Согрешили против тебя... - иди выговори один на один... ... ... Я уже десять лет как уверовал во Христа благодаря баптистам. Слава Богу за этих христиан! Они настоящие! Может, кое-что из написанного, и имеет место быть в баптистских церквах, но это не повсеместно. Да и вопросы тут поднимаются не богословские, а частные. Человек Христа не познал, по всей видимости, и поэтому лукавый его использует, чтобы обливать грязью верующих. Я благословляю Вас, автор статьи. Но, благословляю не на безумие в виде таких статей, а на разумное служение Господу и верующим.

4 Андрей Мурманск ЕХБ  
0
уважаемый автор, ты кому служишь??? Богу или дьяволу? написав эту статью ты отталкиваешь сотни людей не только от баптистов но и христиан вообще. меня начало тошнить от твоего бреда еще на середине первой части- я сразу понял кто ты. очень хочется пожелать тебе всего хорошего и благословить, но из твоей продуманной и злой статьи видно что ты сознательно преследуешь антихристианские цели!!!!

5 cpacenue  
0
Если бы вы были внимательнее и прочли до конца - то поняли что автор статьи Eothain.
И лучше бы вас тошнило от того, что творится в церкви и в христианском мире у нас в стране (о чем и пишет автор).

А пока что "вы ничего не поняли. жаль"

6 Zemlemer  
0
Я в баптизме 20 лет, и подтвержу написанное. Что было сказано несправедливо? Всё так и есть. Богословски можно спорить. Но неужели вы хотите оправдать богословски нашу церковную реальность?

2 виталий  
0
у меня. по вашему повествованию. создалось впечатление что вас просто кто- то обидел. и вырешили таким образом отомстить...как моська что лает на слона...и если вы крестясь или пренимая крещение. слова не важны . важна суть , так и не поняли его значение. то мне кажется вам не будут любимы не баптисты, не еговисты не православные...мне вас по человечески жалко...извените если обидел вас. с уважеием виталий..

3 cpacenue  
0
Виталий, автор как раз и говорит - что баптистские церкви в СНГ, все больше походят на толстокожих слонов...идущих все дальше и дальше от библейской истины..к сожалению.

1 Наталья  
0
Да, есть в баптистских церквях некоторые странности, но они зависят от пресвитера, от членов церкви, ОТ ЛЮДЕЙ, так же, как и в других конфессиях есть нормальные верующие, а есть просто невежды и фанатики, которые не знают Писаний, а только церковные установления, придуманные людьми. А Вы просто невозрожденный человек -для Вас форма оказалась важнее внутренности.

Имя *:
Email *:
Код *:
© 2006 - 2008; Levit

Правильный рейтинг Rambler's Top100 Топ-Рейтинг «Град Божий»

dating sites adult friend finder
счетчик посещений