Причастие, таинство, хлебопреломление или вечеря Господня? - Догматика - Богословие - Каталог интересных статей - Сайт Думающих Христиан
Пятница, 03.05.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог интересных статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Компендиум [26]
"Наставления в христианской вере" Ж.Кальвина в сокращении.
Трудные места Библии [3]
Попытка разобраться с пониманием трудных мест Библии.
Догматика [4]
Основание христианской веры
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
сайт думающих христиан
Главная » Статьи » Богословие » Догматика

Причастие, таинство, хлебопреломление или вечеря Господня?
Как правильно называть то что Иисус заповедал делать своим ученикам перед своей смертью? Вечерей Господней, причастием, таинством, хлебопреломлением или ужином? В чём смысл этой заповеди? Как её совершать? Ведь это совершается практически всеми ответвлениями христианской церкви. В то же время все трактуют смысл и значение по разному.
Давайте рассмотрим как совершил этот последний ужин Иисус. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.» Матф. 26:26-29

«Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.» Лук. 22:13 – 22

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.» Марк. 14:22-25

То есть во всех трёх синоптических евангелиях содержиться описание этого события. Причём во всех трёх случаях постановление исходит от Иисуса. Павел в своём послание к Коринфской церкви не только описывает, но и даёт наставление по поводу того, как надо совершать эту заповедь:
«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.»    1 Кор. 11:23-34

Давайте немного рассмотрим ту обстановку, в которой Иисус совершал с учениками Пасху, перед тем как приступить к более детальному изучению этого вопроса. «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою» Лук. 22:1-71Иисус, как мы знаем, с детства ходил в храм, участвовал в праздниках, как и любой другой еврей. Поэтому когда наступила Пасха Иисус со своими учениками, как обычно готовились к Пасхе. Но этот праздник для учеников оказался не таким как прежние.

Историческая справка:
Пасха, т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч Пасха, евр. Песах); (Исх 12 11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх. 12:12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх. 12:5; Срав. Пар. 35:7); в 14-й день при захождении солнца (Втор. 16:6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8). Господь повелел есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исх. 12:11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исх. 12). Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой — общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. Было запрещено сокрушать кости пасхального агнца (Исх. 12:46) Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола , вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста — той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исх. 12:26. Затем пелись Пс. 112-113, начало «Галлель» — песней хваления, Пс. 112-117; и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу,и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Пс. 114 до Пс. 117, причем отец семейства, после слов в Пс. 117:26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119-136 прибавляли пятую чашу. Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мат. 26: 26; Лук. 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лук. 22:17; на пение псалмов в Мат. 26:30; Map. 14: 26. Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана ( Map . 14:1; Лук. 22:1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Втор. 16:3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома.

Таким образом все евреи должны были праздновать Пессах. И мы видим, что Иисус, лежа со своими учениками за пасхальным праздничным столом, в обыкновенном доме совершил Пасху не так как привыкли совершать её ученики. Он объяснил ученикам, что Бог дал им этот праздник не только для воспоминания исхода, но и для того, что бы они через эти видимые символы могли понимать, что Бог даст им Мессию. И этот Миссия перед ними. В конце Иисус сказал «Это творите в Мое воспоминание.» Лук. 22:1
Теперь давайте попробуем разобраться, что, когда, как, кем, где и зачем мы должны делать и должны ли делать вообще.

Вечеря Господня - форма возвещения. Это символическое выражение факта и смысла смерти Христа. Павел подчеркивает форму возвещения «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» 1 Кор. 11:26. Принятие хлеба и вина – это наглядная демонстрация Благой Вести. Оно указывает на Его смерть как на основу нашего спасения. Заметьте, что вспоминание страданий Господних – не где и никогда не описывается в Библии. Потому что страдания, которые перенёс Иисус, перенесли миллионы людей. И для нас, как для верующих людей важны не они. Важно, что сам Бог умер за нас людей, и через его смерть мы имеем доступ к общению с Богом.
Но прежде чем есть хлеб и пить чашу участник должен испытывать себя. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.» 1 Кор. 11:28-29 Но что это значит? Давайте посмотрим более детально кому пишет письмо Павел. Он пишет Коринфской церкви, в которой были очень не хорошие отношения между братьями и сёстрами 11:20-22 «Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.» И после этого Павел описывает процесс ужина 24-26 и говорит 29 стих «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.»
Проблема заключалась не в том, что члены церкви не понимали истинного смысла вечери, а скорее в том, что их эгоистическое отношение друг к другу показывало, что они не понимают истиной природы церкви как единого Тела. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» 1 Кор. 10:17 как раз говорит об этом единстве . Поэтому выражение «не рассуждая о теле Господнем» означает «без понимания единства и взаимозависимости людей в церкви как Тела Христова». Кстати Павел говорит «не рассуждая о Теле» а не «не рассуждая о теле и крови Господней», так же «да испытывает же себя человек», а не «Пусть каждый задумается о том, понимает ли он, что символизирует хлеб и вино» То есть «не достойно» это не то как мы себя ведём на вечере или понимаем ли истинный смысл, а то задумываемся ли мы о наших отношениях внутри Тела Христова в целом.
Не иллюстрирует ли наша жизнь разъединённость вина и хлеба? (так же см. Мт. 5:23-24)

Присутствует ли Христос на вечере и если присутствует то каким-образом? Физически ли Христос присутствует в хлебе и вине, или Он присутствует духовно, а может быть это просто воспоминание того что Христос сделал для нас и поэтому присутствие Его на вечере такое же, как и в каждом дне нашей жизни?

1.Традиционная римско-католическая концепция.
Транссустанциация (преосуществление) – метафизическое изменение субстанции при освящении священником святых даров. В результате обычные хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа. При этом сама структура хлеба и вина не меняется. Химический анализ показал бы, что это хлеб и вино, но его сущность меняется, ведь Христос присутствует в каждой частице. Участники евхаристии буквально вкушают тело и кровь Христа. Так же вечеря Господня включает в себя жертвенное действо, то есть Христос каждый раз приносится в реальную жертву ради своих последователей. Совершить причастие может только рукоположенный священник. Потому что только после его молитвы происходит транссубстанция. К вину допускаются только священники, т.к. если участвовать будут все, то кровь может расплескаться.

2.Лютеранская концепция.
Лютеранская позиция отличается от римско-католической во многих пунктах, но во многих она схожа. Лютер в отличии от реформаторских церквей и Цвингли понимал слова «Сие есть тело Моё» буквально. Но Лютер отвергал идею о преосуществлении. Молекулы не превращаются в плоть и кровь, они остаются хлебом и вином, но между ними появляется кровь и плоть. Тело и кровь присутствует с нами равно как и хлеб и вино. Консубстанция (восуществление). Так же Лютер отрицал жертвенный характер. Христос умер за грехи людей один раз и этой жертвы достаточно, поэтому нет ни какой необходимости в повторных жертвах. Не соглашался Лютер и с представлением об особой роли духовенства. Кровь и плоть Христа появляются не из-за определённого священника, а под действием силы Иисуса Христа. Так же Лютер считал вечерю таинством, так-как принимая святые дары, верующие получают прощение грехов и укрепление веры, поэтому христиане должны пользоваться возможностью получения благодати, предоставляемой таинством вечери Господней.

3.Реформаторская концепция.
По мнению реформаторов Христос присутствует на вечере, но не физически или телесно. Его присутствие в таинстве духовное или динамичное. Святые дары таинства – не какие-то произвольно выбранные символы, их нельзя отделить от того, что они олицетворяют. Вечеря Господня как бы впечатляет любовь Христа к верующим.

4.Цвинглианская концепция.
Вечеря Господня – просто обряд напоминания. Особое внимание вечери - это смерть Христа и её значение для верующих. Согласно этому взгляду, значение таинства состоит просто в принятии верой благословений, даруемых смертью Христа. А вечеря это один из способов, и её воздействие по сути своей не отличается , например, от проповеди. И то и другое формы свидетельства, только вечеря Господня отличается от проповеди, наличием видимых средств.

Кто должен проводить вечерю? Относительно этого вопроса Библия не говорит нам ничего. Не сообщается ни о каких особых требованиях к служителю. Таинство доверено церкви и она должна совершать его. Кто будет это делать – должна решать церковь, как она посчитает нужным, только
«Всё сие да будет к назиданию.» 1-Кор 14:26

Требования к участникам . В Писании мы не видим развёрнутого изложения требований к участникам. Но сделать определённый вывод из того: с кем совершил ужин Иисус и к кому было написано послание Павла, мы можем. Если вечеря Господня означает вспоминание результата смерти Христа, то как неверующий человек может вспомнить то, чего он не знает??? А если член церкви находиться в грехе, то Павел призывал изымать его из тела (1-Кор. 5:1:-5 ) Очевидно, что церковь должна отлучить от хлеба и вина людей, которые находятся в грехе. Но так же и каждый член церкви должен проверять свой духовное состояние для участия.
Необходимые составляющие вечери. При выборе святых даров, надо учитывать 2 крайности

1.Если мы хотим передать точь-в-точь как это было во время Христа, то нам понадобятся пресный пасхальный хлеб и вино именно такие какими они были у евреев в то время.

2.Если мы хотим передать смысл того, что мы вспоминаем, то мы должны сохранять символику по возможности. Если нет хлеба – можно взять рыбу, если нет вина – можно использовать виноградный сок и т.д.
Но так же надо понимать, для чего мы, например, будем использовать Coca-Cola и картофельные чипсы? Передают ли они те символы, которые Иисус заложил в вечере? Вечеря Господня служит не напоминанием о конкретных обстоятельствах совершения первой вечери, а воспоминанием её смысла для Иисуса и учеников. Поэтому в вопросе выбора святых даров значение имеет пригодность их для передачи именно смысла.
Периодичность повторения. Мы видим, что первые христиане совершали вечерю ежедневно. Поэтому нам в церквях надо стремиться к тому, чтобы вечеря не была так редко, что её значение упразднялось бы , но она и не должна стать нашей обыкновенной рутиной.

Правильно организованная вечеря Господня вдохновляет христианина, когда он размышляет над тем, что Христос умер за него, даровав Своей смертью спасение и единство верующим в Него. Так же она является свидетельством для не верующих людей, что они так же могут найти примирение с Богом через Иисуса Христа.





Библиография

Уэйн Грудем, Систематическое богословие. Санкт-Петербург: Издательство «Мирт», 2004

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Санкт-Петербург: Издательство «Библия для всех», 1999

Архимандрит Никифор, Библейская Энциклопедия. Москва, 1990

Категория: Догматика | Добавил: cpacenue (16.11.2007) | Автор: Смолевский Роман
Просмотров: 10800 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 Вера  
0
Всякий раз, совершая Евхаристию= хлебопреломление = причастие, мы отмечаем Новозаветную Пасху, с чем и должны всякий раз поздравлять друг друга. Слава и благодарение Богу, даровавшему нам победу над грехами и смертью Господом нашим Иисусом Христом! Аминь.

Имя *:
Email *:
Код *:
© 2006 - 2008; Levit

Правильный рейтинг Rambler's Top100 Топ-Рейтинг «Град Божий»

dating sites adult friend finder
счетчик посещений