Предопределение - Компендиум - Богословие - Каталог интересных статей - Сайт Думающих Христиан
Пятница, 22.06.2018, 12:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог интересных статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Компендиум [26]
"Наставления в христианской вере" Ж.Кальвина в сокращении.
Трудные места Библии [3]
Попытка разобраться с пониманием трудных мест Библии.
Догматика [4]
Основание христианской веры
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
сайт думающих христиан
Главная » Статьи » Богословие » Компендиум

Предопределение
В том, что завет жизни не в равной степени воспринят людьми, проявляется чудесная тайна Божьего суда. По желанию Бога одним даётся спасение, а другим в нём отказано. Незнание этого принципа не даёт увидеть причину нашего спасения исключительно в Боге. Бог спасает тех, кого хочет. И это – не получение платы: она нам вовсе не следует. Учение о предопределении приятно и сладостно: Христос обещает (от Иоанна 10,28): «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей».
Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он предопределил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. Это происходит по Его суждению, тайному и непостижимому, однако праведному и справедливому.
В качестве примера: в лице Авраама избран народ и отделён от других народов. О причине этого Моисей говорит (Второзаконие 4,37): «Так как Он возлюбил отцов твоих, и избрал вас, потомство их». Сам патриарх Иаков не был столь добродетелен, чтобы добиться для себя и своих потомков их высокого преимущества. Моисей часто упрекает евреев, что они ничуть не заслужили чести, оказанной им Богом. Второзаконие 9,6: «Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, даёт тебе овладеть сею доброю землёю; ибо ты народ жестоковыйный». А теперь пусть те, кто пытается приписать избрание человеческой добродетели, ответят на вопрос: что могло бы побудить Бога любить больше всех прочих вот это маленькое немощное стадо, к тому же злобное и испорченное? При избрании народа никакой закон не принуждал Бога, Он действовал исключительно по собственной милости, вне всякой связи с заслугами людей. Обязывать Его раздавать всем поровну означает узурпацию Божьей власти. Дабы еще большим великолепием сияла особая благодать Бога, Он отверг некоторых из рода Авраама, других из этого же рода Он удержал в Своей Церкви.
Наши противники полагают, что Бог выбирает из рода человеческого определённых людей по их будущим заслугам, которые предвидит. Что же до тех, о которых Господь знает, что они будут склонны к злу и нечестию, то их Он оставляет в проклятии. Но говорить, что Бог избирает или отвергает потому, что предвидит, значит путать всё на свете. Ефесянам 1,4: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа по благоволению воли Своей». Св. Павел противопоставляет благоволение Божье всем заслугам, какие только можно себе вообразить. Павел несомненно обращается к верующим. Далее, сказав, что верующие были избраны прежде создания мира, Он отбрасывает всякие ссылки на достоинства людей. Всё доброе и доблестное в людях является плодом и результатом избрания. Ведь это прямо противоположные вещи: «верующие обладают святостью по причине избрания» и «верующие благодаря святости становятся избранными». Слова «чтобы мы были святы» устраняют все сомнения. Бог избрал кого захотел и до того, как эти люди родились, приготовил для них благодатную милость, которую пожелал им дать. 2е Тимофею 1,9: «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён». Св. Павел развивает своё рассуждение, приводя пример Иакова и Исава. Римлянам 9,11: «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». На возможный вопрос о причине этого св. Павел отвечает (Римлянам 9,16): «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего…Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого»?
Теперь послушаем, что говорит об этом верховный Учитель и Судья (Из Евангелия от Иоанна): 6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец». 15,16: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». 17,9: «Не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Отсюда следует, что милость Божия отводит проклятие и гнев Бога от тех, кого Иисус соединил со Своим Телом, которые бы в противном случае погибли, а сам мир оставляет в той смерти, к которой он и был предназначен.
Милость Бога вовсе не связана с внешними достоинствами. 1е Коринф. 1,26: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное избрал Бог, чтобы упразднить значущее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом».
Некоторые возражают, что Бог противоречил бы Самому Себе, если, призывая всех людей, принимал бы только немногих избранных. Хотя Бог призывает всех повиноваться Ему, этот всеобщий призыв не перечёркивает того, что дар веры редок, поскольку вера – особенный дар Божий. Иисус Христос говорит: (от Матфея 13,9): «Кто имеет уши слышать, да слышит». Почему одни имеют уши, говорит Августин, а другие нет? От Иоанна 1,12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Запрещая св. Павлу проповедовать в Асии, чтобы направить в Македонию (Деяния 16,6), Бог даёт понять, что Он волен распределять сокровище спасения, как Ему угодно. От Иоанна 6,39: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день». Отсюда следует, что избрание твёрдо и непреложно и не подвержено никаким переменам. Если бы Бог хотел всеобщего спасения, то Он повелел бы Иисусу Христу быть хранителем всех людей. Иисус говорит (от Иоанна 10,27): «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Никто не может сам стать такой овцой, но его готовят к этому небесные милости.
Неверующие – не из Его овец (10,26): «Но вы не верите, ибо вы ни из овец Моих». Далее, как люди, которым невыносима мысль, что Бог кого-то отвергает, истолкуют слова Христа (от Матфея 15,13): «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится»? Это означает, что все те, кого Отец не пожелал посадить на Своём поле, как священные деревья, предназначены к гибели. По словам св. Августина, Бог, превращая волков в овец, преображает их мощнейшей благодатью, а упорствующие не обращаются потому, что Бог не изливает на них такую благодать. Наши противники говорят, будто отверженный избежит кары, если будут усердствовать в честной и непорочной жизни. Но откуда это усердие, как не от Божьего избрания? Люди из числа отверженных не перестают гневить Бога бесчисленными преступлениями и подтверждать очевидными признаками Его приговор.
Плотские люди, впав в безрассудство, затевают тяжбу с Богом из-за того, что Он, избирая одних, оставляет других. Они спрашивают, почему Бог ожесточается против Своих творений? Ибо губить и уничтожать кого захочется – дело, привычного для жестокого тирана, а не для праведного Судьи. Они полагают, будто у людей есть серьёзные причины жаловаться на Бога, если Он по Своей воле предназначил их к вечной смерти. Хорошо бы им ответить, почему они люди, а не быки и не ослы? Ведь хотя в Божьей власти было сотворить их собаками, Он сотворил их по образу Своему.
Воля Божья – это высшее и суверенное мерило праведности, и посему всё, чего хочет Бог, нужно считать справедливым. Когда спрашивают: «Почему Бог так сделал?» - нужно отвечать: «Потому что Он этого пожелал». Если же спрашивают: «Почему Он этого пожелал?» - то спрашивают о более высоком, нежели Божья воля, а такового не существует. Бог не обязан давать нам отчёт и указывать основания Своих действий. Псалом 50,6: «Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём». Бытие 18,25: «Судия всей земли поступит ли неправосудно»? Справедливость Бога слишком высока и превосходна, чтобы её можно было понять слабым человеческим разумением. И не слишком ли безрассудное дело – желать подчинить дела Бога тому условию, что если мы не в силах постичь их причину, то можем их порицать? Как будто это возможно – не оставить у Бога ни единой тайны. Второзаконие 29,29: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим». Непостижима высота приговоров Бога. Св. Августин: «О, бездна! Пётр отрекается от Иисуса Христа. Разбойник верует в Него. О, бездна! Ты ищешь причину всех вещей? Я буду поражаться бездне».
Августин предупреждает о необходимости соблюдать при научении истины сдержанность: «Если кто-либо говорит, что если его слушатели не уверуют, то покажут этим, что они отвержены, - такой человек проклинает, а не наставляет». «Так как мы не знаем, кто принадлежит к числу избранных, а кто нет, то мы должны настроиться на то, чтобы желать спасения всем».
Чтобы лучше прояснить этот предмет, необходимо рассмотреть как призвание избранных, так и ожесточение отверженных. От Иоанна 6,45: «Всякий слышавший от Отца и научившийся ко Мне приходит». Св. Августин: «Это означает только то, что нет никого, кто слышит и научается от Отца, но не приходит к Иисусу Христу. Ибо если все, кто слышит и научается, приходят, значит тот, кто не приходит, не слышит и не научается. Если бы он слышал и научался, то пришёл бы». Чуть дальше: «Благодать, которая втайне посылается в сердца людей, не может быть принята ожесточившимся сердцем, ибо она даётся на то, чтобы в сердце не было ожесточения». Иезекииль 36,26: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».
Мы должны остерегаться заблуждения, что если Бог помогает, то и усилия человека играют определённую роль в достижении спасения. Некоторые превращают человека в соработника Бога, который подтверждает своё избрание, как бы соглашаясь с Господом. Но (Римлянам 3,11): «Никто не ищет Бога». Замечательный пример приводит св. Лука, когда рассказывает, как евреи и язычники вместе слушали слово св. Павла. Деяния 13,48: «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Наставляли всех, но уверовали, «которые были предуставлены».
Найдётся очень мало людей, сердце которых не было бы встревожено вопросом: как обнаруживается избрание? Прежде всего нам следует обратить свой взор на Христа, в Котором одном заключено благоволение Отца. О тех, кого Бог избрал и усыновил, сказано, что они избраны не сами по себе, но во Христе. Ефесянам 1,4: «Он избрал нас в Нём». Бог любит нас только в Нём. Мы не обретём уверенности в избрании даже в Боге-Отце, если будем воображать Его помимо Сына. Поэтому, если мы пребываем со Христом, то имеем достаточное и очевидное свидетельство, что написаны в книге жизни. 1е Иоанна 3,24: «А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам».
Вероятно, кто-нибудь скажет, что нам следует тревожиться о том, что может с нами произойти. Мы знаем, что вера и призвание не имеют ценности, если они не отличаются твёрдостью и неотступностью (1е Коринф. 10,12): «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Я заявляю, что Христос избавил нас от растерянности. Ведь несомненно, что Его обетования относятся к будущему. Не может быть, чтобы имеющие живые корни в Боге, когда-либо погибли. Этому соответствуют слова св. Иоанна (1е Иоанна 2,19): «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами». Следующие слова св. Павел адресует всем избранным (Филиппийцам 1,6): «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Отсюда мы заключаем, что избранные находятся вне опасности смертного падения.
Мне возразят, что каждый день случается так, что те, кто, казалось, был уверен в своей причастности ко Христу, претыкаются и впадают в грех. Это безусловно верно. Но, с другой стороны, очевидно, что такого рода люди никогда не принадлежали Иисусу Христу. От Матфея 7,23: «И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Что касается высказывания Христа, что много званных, но мало избранных, то мы не увидим в нём никакой двусмысленности, если вспомним о существовании двух видов призвания. Есть всеобщее призвание; оно заключается во внешней проповеди Евангелия, посредством которой Господь зовёт к Себе всех людей без всякого различия. Есть и другое, особое призвание, с которым Господь обращается только к верным Ему, когда внутренним светом Своего Духа Он запечатлевает евангельское учение в их сердцах. Так Господь наш Иисус представляет Бога в образе царя, который захотел устроить пир и послал своих рабов звать на него множество гостей (от Матфея 22 гл.). Но не оказалось почти ни одного, кто пообещал бы прийти: каждый ссылался на какие-то мешающие ему обстоятельства. И тогда по причине их отказа царь был вынужден позвать всех, кто повстречается его рабам на улицах. Каждому ясно, что до этого момента в притче подразумевается внешнее призвание. Но дальше Иисус рассказывает, как Бог обходит столы, любезно приветствуя гостей. Когда Он видит человека, одетого не в праздничную одежду, то выгоняет его вон. Этот гость олицетворяет людей, открыто объявляющих о своей вере и потому принимаемых в Церковь, но не облечённых в освящение Христа. Значит, сказано, что Господь не станет долго терпеть зачумлённых, которые позорят Его Церковь, но, как они того заслуживают своими мерзостями, изгонит их вон.
Для доказательства того, что некоторые из избранных не были совершенно лишены религиозного чувства до просвещения Святым Духом, наши противники приводят пример (Деяния 10 гл.), что сотник Корнилий был угоден Богу своими молитвами и милостыней. Они лукавят. Ибо Корнилий уже был возрождён и ему недоставало только евангельского откровения. Наших противников опровергает Писание. Ефесянам 2,1: «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили…». Ефесянам 5,8: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе». Римлянам 6,20: «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, которых ныне вы сами стыдитесь». 1е Коринф. 6,9: «Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас». Какое семя избранности плодоносило в людях, которые предавались самым отвратительным порокам? Какое семя было у блудницы Раав, до того, как она уверовала (Иисуса Навина 2 гл.)? Или у разбойника, который раскаялся, испуская дух? Из гибельной бездны Господь спасает тех, кого Ему угодно, каждого в своё время. До того, как они поручаются верховному Пастырю, они блуждают, как все прочие люди и ничем не отличаются от остальных, кроме того, что Бог Своей особой милостью хранит их от вечной погибели.
Заблуждение – утверждать, что Бог привлекает тех, кто взывает к Нему, а также, что различие коренится в воле и решении людей. Лидия, торговка багряницей, боялась Бога. Однако (Деяния 16,14): «Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел».
Наши противники ссылаются на отрывок из Иезекииля (33,11): «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Смысл слов пророка состоит в том, чтобы дать надежду раскаявшимся на дарование Божьей милости. Грешники не должны сомневаться, что Бог простит их, как только они обратятся. Но обращение дано не всем. Дети Илии не слушали спасительных увещаний отца своего (1е Царств 2,25): «Ибо Господь решил уже предать их смерти».
Часто ссылаются на отрывок 1е Тимофею 2,3: «…угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Как же так получилось, что Бог, желающий спасти всех людей, не открыл врата этим несчастным? Прежде всего по ходу текста нужно заметить, каким образом Бог хочет спасения всех. Св. Павел велел Тимофею совершать молитвы (2,2): «за царей и за всех начальствующих». Это означает лишь то, что Бог не закрыл путь к спасению людям в любом состоянии.
На первый взгляд кажется, что мы противоречим словам св. Петра (2е Петра 3,9): «Не медлит Господь исполнением обетования…но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Хотя обетования спасения обращены ко всем людям, они действенны для нас только тогда, когда мы принимаем их через веру. Если нет веры, то они утрачивают силу. Господь, давая такие обетования, имеет в виду только то, что Его милосердие распространяется на всех, кто Его ищет. Но Его не ищет никто, кроме тех, кого он просветил. Филиппийцам 2,13: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». И если бы покаяние было собственным решением человека, св. Павел не сказал бы (2е Тимофею 2,25): «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины».
Бог каждый день посылает солнце и дождь на добрых и злых, но вечное наследие приготовил для малого стада, которому сказал (от Матфея 25,34): «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Категория: Компендиум | Добавил: cpacenue (03.03.2007) | Автор: М.Е. Малахов
Просмотров: 789 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 2006 - 2008; Levit

Правильный рейтинг Rambler's Top100 Топ-Рейтинг «Град Божий»

dating sites adult friend finder
счетчик посещений