Прошла Пасха. Мы слышали много проповедей на пасхальную тематику. И я думаю, что одна тема точно была затронута в эти дни. Сходил ли Иисус в ад? Что он делал 3 дня пока Его тело было в гробу? Давайте попробуем разобраться с этим. Подтверждение мысли схождения Иисуса в ад мы находим главным образом в пяти отрывках: Деян 2:27«ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.» Рим. 10:6,7«А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.» Еф. 4:8,9«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» 1-Петра 3:18-20«потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.» 1-Петра 4:6«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.» Давайте рассмотрим эти места подробнее, попробуем провести экзегетический анализ и понять что Бог хотел донести до нас этими словами из Священного Писания. Деян 2:27. Петр в день Пятидесятницы цитирует слова из Пс. 15:10. Если посмотреть контекст то тут говориться о воскресении. И даже 26 стих заканчивается «плоть моя упокоеться в уповании». Тело Христа не увидело тления – Он воскрес, как когда то воскреснем и мы – вот идея этого места. Рим. 10:6-7. Здесь, содержится два риторических вопроса при цитировании из (Втор.30:12-13) . И слово греческое используется в LXX для обозначении бездны морской. Другими словами здесь стоят два антонима. Небо и бездна. Высота и глубина. Далее опять же говориться о воскресении. Но нам важно понять, что здесь не говориться ни о каком аде. Еф. 4:8,9 В KJV «нижние земные пределы»Now that he ascended, what is it but that he also descended first into the lower parts of the earth? Так же если смотреть контекст то говориться о том что Иисус вознесся, а так как вознесся то он должен был снизойти. Боговоплощение. 1-Петра 4:6. Если есть спасение после смерти то как быть хотя бы с Лк.16:19-31, Евр. 9:27? Не противоречит ли это всей проповеди Христа и Апостолов? Во-первых тут не говориться что Христос проповедует. Так же интересно прочесть Руф. 1:8. Тоесть «до того как они умерли». Петр подчеркивает что «подвергшись суду по человеку плотию» - смерть физическая наказание за грех и Иисус не отменил этого, он дал вечную жизнь после смерти «жили по Богу духом.» 1-Петра. 3:18-20. пожалуй самый сложный отрывок. Существует несколько взглядов на понимание этого отрывка: 1)Римско – католический. Иисус отправился в limbus partrum, пристанище умерших святых, объявил им свою победу над грехом и Благую Весть, а потом вывел их оттуда. 2)Лютеранский – Иисус спустился в ад, что бы провозгласить победу над сатаной и провозгласить осуждение. 3)Англиканский – Иисус в раю объявил свою победу. Интересный комментарий этого места дал в своё время Августин. Это отрывок говорит не о том, чем занимался Христос в промежутке между своей смертью и воскресением, а чем Он занимался в духовной сфере (до воплощения) во времена Ноя. Во время строения ковчега (120 лет) Ноем, Христос «в духе» проповедовал через Ноя враждебно настроенным неверующим, окружавшим праведника. Почему? Смотрим стих выше «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,» и далее «которым......» Заметьте что в в 1 главе 11 стихе Петр говорит о «Духе Христа» который был в пророках. А в 2-Петра 2:5 он называет Ноя «проповедником правды» используя существительное (knpue) которое как глагол употребляется в 1-Петра 3:19 и во всех случаях Нового Завета когда речь идет о проповеди Благой Вести. Следовательно люди смотря на действия и жизнь Ноя могли задуматься и обратиться к Богу. А так как и в Новом и в Ветхом Завете спасение было только лишь через Христа, то это и была Благая Весть. Но почему же тогда «духам, находящимся в темнице»? «находящимся ныне в темнице». «Я знал президента Путина когда он учился в колледже», но ведь он не был тогда президентом! :) «Христос проповедал тем людям которые сейчас в аду» ( так как только восемь душ спаслось) Так же если смотреть контекст главы, то те верующие как и Ной находились в одном положении. 1.Праведное меньшинство в окружении злобно настроенных неверующих. 2.Скоро начнется Божий суд (2-Петра 3:10, 1Петра 4:5,7) 3.Надо смело свидетельствовать (1Петра 3:14-17; 4:11) 4.В результате будут спасены (1Петра 3:13,14)
P.S. Пункт о схождении Христа в ад появился в Апостольском символе веры только в 6 веке.