"Человек есть тварь, получившая повеление стать богом"
(св. Григорий Богослов)
Традиция и постмодернизм
Начнем с главного: еще недавно, в 19 веке
научно-технический прогресс рассматривался как «панацея от всех бед». В
конце 20 — начале 21 века техника вышла на поистине фантастический
уровень, но «рая на земле» почему то не наступило. Более того, люди
ощутили усталось от стремительных темпов жизни. Отсюда и следует
популярность постмодернистских
тенденций в философии, культуре и религии. Если не вдаваться в
пространные разъяснения и не рассматривать «высокий» постмодернизм
деятелей культуры, искусства, философии и мысли, то главная идея этих
тенденций проста: «поскольку техника не принесла счастья, то... назад к
природе и „традициям“!». Это «бытовой постмодернизм», который успел
обрести некоторую популярность в христианской среде. Некоторую? Мягко
сказано! Огромную. Никакого отношения к христианской традиции «бытовой
постмодернизм» не имеет. Христианская традиция состоит в том, чтобы
любить Господа, любить ближнего и использовать свои творческие таланты
и свое искусство во благо, а отнюдь не в том, чтобы носить бороду
определенной длины или юбку определенного фасона, характерного для
некоторой эпохи.
Три кита бытового постмодернизма
В прошлом все было лучше: еда вкуснее, трава зеленее, девушки скромнее и парни мужественнее и... мороженое слаще! Да, но субъективно, поскольку: Первый кит
Для взрослого человека прошлое это что? Правильно: детство, отрочество
(подростковый или тинейджерский возраст), юность. Это самое прекрасное
и самое беззаботное время, прилив сил, кипучая энергия и возможность
заниматься тем, чего «хочется», а не тем, что «надо». Воспоминания об
этом периоде жизни у большинства людей во все эпохи — самое радужное и
все проблемы детства с годами отступают перед ощущением того, что
именно там была подлинная радость. Второй кит
Исторические романы. Излюбленное чтение многих людей. В исторических
романах описывается жизнь аристократии, причем та часть ее жизни,
которая связана с приключениями и удовольствиями, а не с обязанностями, которые были даже у аристократов. Третий кит В прошлом все было естественным, а теперь — почти все искусственное.
Только небо, только ветер, только радость впереди...
Детство. «Только небо, только ветер, только радость
впереди» (Песня из фильма «Приключения Электроника»). Лучше и не
скажешь. В детстве все было «самым лучшим» и все воспоминания о
детстве, собственные или почерпнутые от других людей, именно таковы. Но
и во взрослом возрасте есть свои приятные моменты: можно осуществить
детские мечты и принести своим творчеством радость людям. Да и на самом
деле человек «становится взрослым» лишь в том случае, если он сам того
желает. Под «взрослостью» здесь понимается не физическое и
интеллектуальное взросление, а «стальная маска вечной усталости». и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; (Матф.18:3)
(1) Ребенок — маленький человек, а взрослый — большой человек, а не...
(2) Ребенок — радостный человек, а взрослый — кислый и ворчливый
человек. Человеческая природа в человеке с возрастом не меняется,
растут силы, опыт и интеллект. Во втором смысле и не надо «взрослеть».
Тогда останется возможность радоваться конфете, куску торта, любимой
книге и интересному фильму. Постройте скворечник, накормите котёнка...
да хоть лимонада выпейте или купите себе новую чашку да порадуйтесь!
Это в любом случае, полезнее и радостнее, чем с хмурым видом вещать в
Интернете о том, как было благолепно 1000 лет назад. Там было еще хуже.
Не верите? Читайте исторические исследования, а не романы, о которых
речь пойдет далее.
Великое искусство человека
Строго говоря противопоставление естественного
(природного) и искусственного (рукотворного) некорректно. Человек не
создал из небытия еще ни одного атома вещества. В этом смысле все что
есть естественно. Но, человек, созданный по образу и подобию
Бога-Творца, наделен искусством творчески преобразовывать среду своего
обитания. «Естественной» болезни он противопоставил «искусственные»
лекарства, «естественной» тьме он противопоставил «искусственный» свет,
«естественному» холоду — «искусственное» отопление. Более того, человек
никогда не вел «естественное» существование: само бытие вида Homo
Sapiens началось с применения «искусственных» приспособлений — орудий
труда, облегчающих процесс добычи пищи. Для христиан тем более странно
считать, что человеческое творческое искусство преобразовывать мир
является пороком. Ведь именно в этом искусстве проявляется подобие
человека своему Создателю. Речь может идти о том, используется ли
искусство во благо, а не о следовании некоей «абсолютной
естественности», которой нет. Для тех, кто еще не проникся:
«естественный» хлеб на деревьях не растет и приготовление этого
основного продукта — большое искусство. Странно, что прекрасное слово
«искусство», означающее великую созидательную способность человека,
стало едва ли не ругательным.
Источник: http://evangelie.biz/?p=88 |