Хотя этот предмет выглядит далёким от теологии и вероучения, его рассмотрение здесь вполне уместно. Ибо некоторые люди, услышав об обещанной в Евангелии свободе, признающей одного лишь Христа, не могут понять, в чём заключается их свобода, если над ними возвышается чья-то власть. Поэтому они предлагают мир, где не будет ни судов, ни законов, ни магистратов, которые, по их мнению, препятствуют их свободе. Но тот, кто будет проводить различие между сей преходящей жизнью и вечной жизнью будущего века, ясно поймёт, что духовное царство Христа и гражданское устроение весьма далеки друг от друга. Искать и находить царство Христа в стихиях мира сего есть безумие. Евангельское совершенство невозможно в сообществе людей. Наглость нечестивцев столь велика и порочность столь вызывающа, что даже силой закона их с трудом удаётся призвать к порядку. Чего же ждать от них, если предоставить им полную свободу злодейства? Люди нуждаются в гражданском порядке не меньше, чем в хлебе, воде, солнце и воздухе. Гражданское управление призвано оберегать общественное спокойствие и собственность каждого человека, следить за тем, чтобы люди могли общаться друг с другом без обмана и взаимного вреда. Господь украшает административную власть почётными титулами, называя всех облечённых судебной и административной властью богами. Псалом 81,1: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд». Такое толкование даётся Самим Христом (от Иоанна 10,35): «Он назвал богами тех, к которым было Слово Божие». Это значит, что судьи отправляют правосудие не от имени людей, но от имени Бога. Второзаконие 1,17: «Суд – дело Божие». Премудрость Божия устами Соломона утверждает (Притчи 8,15): «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». Св. Павел учит (Римлянам 13,1): «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению». Цель гражданского управления также и в том, чтобы предотвратить распространение в народе идолопоклонства, осквернение имени Божьего и божественной истины и прочих преступлений против веры. Пусть не покажется странным, что я возлагаю на гражданское управление обязанность поддерживать порядок в делах веры. Я одобряю гражданское управление, призванное следить, чтобы истинная вера, заключённая в Божьем Законе, не подвергалась публичному насилию и оскорблению по причине безнаказанной вседозволенности. Псалом 2,10: «Вразумитесь, цари, научитесь; судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем». Псалом 137,4: «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих, и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня». Писание побуждает царей и правителей подчинить свою власть и авторитет Господу Иисусу Христу, дабы Он один имел превосходство над всеми. Точно также Исаия обещает, что цари будут кормильцами Церкви (49,23): «И будут цари питателями твоими». Начальствующие постоянно должны иметь в виду, что прокляты те, кто в своём праведном призвании склонился к беззаконию. 2е Паралипоменон 19,6: «Смотрите, что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа, Бога нашего, неправды». Этими словами начальствующие признаются как бы заместителями Бога, Которому должны будут дать отчёт в своих действиях. Если они допустят ошибку, то нанесут обиду не только людям, подвергнув их незаслуженным страданиям, но и Богу, осквернив Его священный суд. Начальствующих должна ободрять мысль, что их призвание является ни мирским, но святой обязанностью, ибо они совершают Божье дело. Ни одна форма правления не может благополучно существовать, не опираясь прежде всего на почитание Бога. Если законы пренебрегают существованием Бога и заботятся только о благе людей, они ставят телегу впереди лошади. Притчи 29,18: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий Закон блажен». Религия всегда считалась у философов важнейшим и первостепенным предметом, и это единодушно признавалось всеми народами. Поэтому должностным лицам следует стыдиться своего невежества, если они надлежащим образом не пекутся о религии. Ведь коль скоро они являются заместителями Бога и правят по Его милости, то должны поддерживать его почитание. Второзаконие 17,18: «Когда он (царь) сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список Закона сего с книги... и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова Закона сего». Благочестивых царей Писание прославляет именно за то, что они заботились о процветании истинной веры. Имеются три вида гражданского управления: монархия, или господство одного человека, аристократия, или господство лучших и виднейших и демократия или народовластие. Обладающий властью король нередко склоняется к тирании. Нечасто встречаются (почти как чудо) короли, способные настолько умерить своё властолюбие, что никогда не позволят себе уклониться от справедливости. С другой стороны, короли очень редко имеют достаточно благоразумия, чтобы видеть то, что было бы хорошим и полезным в каждом случае. Но и выдающиеся граждане, получив власть, могут составить заговор с целью установления несправедливого господства. И ещё более вероятно, что господство народа обернётся мятежом. Самой терпимой и безопасной формой начальствования будет правление нескольких людей, способных помочь и дать совет друг другу. И если кто-нибудь из них слишком вознесётся, другие сумеют предостеречь и остановить его. Именно такую форму правления Бог установил в народе Израильском. Правителям свободного народа надлежит прилагать все усилия к тому, чтобы свобода никоим образом не умалилась под их правлением. Если же они пренебрегают соблюдением свободы или допускают её ущемление, то являются предателями и изменниками. Начальствующие суть защитники общественного спокойствия, призванные обеспечивать общую безопасность и мир. Поэтому правители наделены властью сурово карать творящих зло. Псалом 100,8: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие». По словам Солона, все сообщества держатся на двух вещах: на вознаграждении добрых и на наказании злых. Многие люди не торопятся совершать добрые дела, если не верят, что добродетель получит достойную награду. С другой стороны, вожделения злых невозможно обуздать, если они не влекут за собой немедленной кары и возмездия. Но здесь встаёт трудный вопрос: разве христианам не запрещено убивать? Могут ли правители проливать человеческую кровь? Но если мы вспомним, что должностные лица налагают кару не от себя, а лишь исполняют приговоры Самого Бога, нас не станет мучить сомнение. Верно, что Закон Божий запрещает убивать. Но в данном случае начальствующие не подчинены общему закону. Верховный Законодатель не желает оставлять убийства безнаказанными и поэтому влагает меч в руки Своих служителей, дабы те обращали его против убийц. Римлянам 13,4: «Начальник... не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Поэтому, если начальствующие хотят угодить Богу в благочестии, то пусть приложат все силы к исправлению и наказанию преступников. Это стремление воодушевляло Моисея, когда он покарал идолопоклонство народа смертью трёх тысяч человек (Исход 32). Как мог Моисей, кроткий и беззлобный, воспламениться такой жестокостью? Как мог Давид оставить сыну Соломону завещание – не дать Иоаву и Семею умереть от старости (3я Царств 2)? Но Моисей и Давид, осуществляя возложенное на них Богом мщение, несомненно освятили свои руки этой жестокостью, а прощением запятнали бы их. Притчи 20,26: «Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо». Притчи 17,15: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом». Если же начальствующие предпочитают воздерживаться от всякой строгости и беречь свои руки чистыми от крови, а в это время нечестивые творят убийства и насилия, то эти начальствующие будут виновны в тяжком беззаконии, а вовсе не заслужат похвалы мнимой добротой. Притчи 24,24: «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы». Однако я вовсе не сторонник безудержной жестокости и не считаю, что справедливый приговор нужно выносить без всякого сострадания. Сенека: «Как бы кресло судьи уже не сделалось готовой виселицей для подсудимого». Милосердию всегда должно быть место. Правительство должно избегать обеих крайностей, дабы, с одной стороны, чрезмерной суровостью не принести больше вреда, чем пользы, а с другой – не проявлять неразумное милосердие на беду многим. Время от времени правители и народы вынуждены вести войны. Коль скоро государи по праву карают разбойников, совершивших преступление против немногих лиц, то разве могут они допустить, чтобы целые области опустошались безнаказанным разбоем? Иоанн Креститель не запретил воевать воинам, спрашивавшим у него о спасении души (от Луки 3). Долг государя - прибегать к мечу для защиты вверенной ему страны от агрессора. Правители должны избегать войны, пока не будут вынуждены к ней крайней необходимостью. Цицерон: «Целью войны должны быть поиски мира». Следует использовать все другие средства, прежде чем браться за оружие. Налоги, получаемые государями, являются их законными доходами. Подати представляют собой средства, предназначенные для употребления на благо всего народа. Поэтому, расточая их, государи наносят ущерб и обиду народу. Правители должны считать эти средства народной кровью, не беречь которой было бы бесчеловечной жестокостью. За административной и судебной властью следуют законы. Цицерон: «Законы – души всякого государства». Во всяком законе мы будем различать две стороны: предписание закона и справедливость, на которой основано предписание. Справедливость, будучи естественной, остаётся одной и той же для всех народов. Что же касается конкретных предписаний, они зависят от обстоятельств. Нет сомнения, что справедливость, о которой мы говорим, вполне проявляется в Божьем Законе. Справедливость должна быть единственной целью, правилом и венцом всякого закона. При всём разнообразии законов, все они осуждают преступления, осуждаемые вечным Законом Бога: убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Они расходятся лишь в мере наказания, но здесь совпадение несущественно. Так в книге Исход мы читаем: «Если кто украдёт вола или овцу... то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу». Более древние законы других народов требовали возместить украденное в двойном размере. Более поздние законы различали кражу явную и скрытую. У одних народов воровство каралось изгнанием, у других бичеванием, у третьих смертью. В одних странах лжесвидетель карался только бесчестием, в других виселицей. Божий Закон запрещает убийство. Все законы мира приговаривают убийцу к смертной казни. Есть области, где убийства и грабежи достигли бы невиданных размеров, если не ввести страшные пытки для убийц. Есть времена, требующие ужесточения наказаний (смута, война). Есть народы, у которых нужно строго карать какой-нибудь особый порок ввиду того, что данный народ склонен к нему более других. Некоторые отрицают, что человеческое сообщество может быть хорошо организовано, если оно отказывается от политического устройства Моисея. Это возражение безосновательно. Ибо законы каждый правитель устанавливает в своей стране ввиду их сообразности условиям времени, места и характера народа. Кроме того, Моисеев Закон никогда не предназначался для нас, неевреев. Господь принял еврейский народ под Своё особое покровительство и пожелал быть для него особым Законодателем. Совершенно неверно возражение, что все вступающие в тяжбы осуждены св. Павлом (1е Коринф. 6,7): «То уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными»? Св. Павел осуждает в коринфянах именно то, что брат ссорится с братом, и все они весьма далеки от терпеливого снесения обид. Несомненно, христианин должен предпочесть скорее отказаться от своего права, чем затевать судебный процесс. Суды позволены тем, кто правильно ими пользуется. Прежде всего это касается важных вещей, ущемление в которых труднопереносимо. Так Павел отстаивал свои законные привилегии римского гражданина и обжаловал в суде кесаря несправедливый приговор наместника. Истец, потерпевший ущерб, может явиться к судье и потребовать справедливого рассмотрения дела. Но при этом он не должен пылать жаждой мести. Св. Павел свидетельствует (Римлянам 13,4): «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро». Значит Божья воля такова, чтобы власть хранила нас от зла и несправедливости нечестивых. Если речь идёт о гражданском иске, правильно поступает тот, кто в душевной простоте поручает своё дело судье, менее всего думая о воздаянии злом за зло. Если же речь идёт об уголовном преступлении, я одобряю того, кто обращается в суд не из чувства мести, а из желания воспрепятствовать злодеяниям обвиняемого, дабы он не вредил обществу. Чаще всего мы видим, что большинство государей уклоняются от правого пути. Одни бездумно предаются наслаждениям, вовсе не заботясь об исполнении своего долга; другие грабят простой народ, пренебрегая всеми законами. Не так легко убедить многих, что и такие правители должны быть признаны в качестве верховной власти, и им тоже следует повиноваться, насколько возможно. Ибо правители, творящие неправду и насилие, поставлены Богом в наказание народу за его нечестие. Дурной царь есть гнев Божий на земле. Осия 13,11: «Я дал тебе царя во гневе Моём». Хорошо известно, что за царь был Навуходоносор: вор и грабитель. Однако Даниил говорит Навуходоносору (2,37): «Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу». Поэтому если нас жестоко мучит бесчеловечный правитель, или грабит алчный, вспомним преступления, совершённые нами против Бога, которые, несомненно, и наказываются этим бичом. Вспомним также о том, что не в наших силах исправить это зло. Нам не остаётся ничего другого, как молить Бога о помощи. Притчи 21,1: «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». В одних случаях Бог призывает кого-нибудь из Своих слуг и вооружает их повелением освободить от бедствия угнетённый народ. Так Бог через Моисея освободил израильский народ от власти фараона, а через Гофониила – от власти месопотамского царя Хусарсафема (Судей 3,9). В других случаях Бог обращает к достижению этой цели ярость тех, кто в разуме и сердце своём замышляют иное. 3я Царств 16,12: «И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрёк о Ваасе чрез Ииуя пророка, за все грехи Ваасы». Господь равно осуществлял собственные замыслы как через первых, так и через вторых, ломая скипетры дурных царей и опрокидывая их нечестивое господство. Пусть государи прислушаются к этому и убоятся! Какими бы не были начальники, все мы обязаны питать к ним такое же чувство уважения, какое видим в Давиде, который, хотя и подвергался Саулом незаслуженному гонению, считал главенство Саула священным (1я Царств 26,10): «Жив Господь! Пусть поразит его Господь, и он умрёт, или же придёт день его, и он умрёт, или пойдёт на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня». Хотя наказание нечестивому правителю есть отмщение Божье, оно не дозволено нам. Те, кто по воле Божьей живут под властью государей и являются их подданными, не должны впадать в искушение, поднимая мятеж и требуя перемен. Притчи 24,21: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся». Притчи 29,8: «Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж». Я говорю сейчас о частных лицах. Потому что если в стране существуют какие-либо органы типа магистратов, поставленные для защиты народа, то людям, облечённым таким званием, не возбранялось бы по долгу службы противостоять жестокости государей. Если бы они закрывали глаза на бесчинства правителей по отношению к народу, я посчитал бы их предателями, ибо забота о сохранении свободы народа поручена им по воле Бога. Но повиновение начальствующим не может отвращать нас от повиновения Богу, перед Чьим величием умаляется и уничижается их верховенство. Ибо Господь есть Царь царей, и Его надлежит слушать прежде всех прочих. Если же начальствующие отдадут приказ, обращённый против Бога, он не имеет силы. Деяния 5,29: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Земная власть не умалится от того, что признает себя низшей перед верховной властью Бога, от единого взгляда Которого трепещут все власти небесные. Мы искуплены Христом столь дорогой ценой не для того, чтобы сделаться рабами дурных вожделений человеков, а тем более их нечестия. ХВАЛА ГОСПОДУ!