Завет - Компендиум - Богословие - Каталог интересных статей - Сайт Думающих Христиан
Среда, 11.12.2024, 10:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог интересных статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Компендиум [26]
"Наставления в христианской вере" Ж.Кальвина в сокращении.
Трудные места Библии [3]
Попытка разобраться с пониманием трудных мест Библии.
Догматика [4]
Основание христианской веры
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
сайт думающих христиан
Главная » Статьи » Богословие » Компендиум

Завет
Чтобы избавить верующих от затруднений, с которыми сталкивается их сознание, когда речь заходит о различиях между Ветхим и Новым Заветом, мы рассмотрим, что есть общего в союзе, заключённом Господом с народом Израиля до пришествия Христа, и союзом, который Он заключил с нами, явив Христа во плоти. Союз, заключённый с отцами древности, по своему существу подобен союзу с нами, который образует с ним одно целое. Эти союзы различаются лишь порядком осуществления. Нам следует остановиться на трёх вопросах. Во-первых, Господь не обещал евреям земного счастья и могущества в качестве цели, к которой они должны стремиться. Он усыновил их, дав надежду на бессмертную жизнь. Во-вторых, союз, которым они были связаны с Богом, основывался не на их заслугах, а исключительно на Божьей милости. В-третьих, они имели Христа как Посредника, через Которого были соединены с Богом и стали восприемниками Его обетований. Апостол устраняет сомнения относительно всех трёх пунктов (Римлянам 1,1): «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих, в святых писаниях». Евангелие, безусловно, не удерживает сердца людей радостями этой жизни, но, устремляя ввысь, подтверждает надежду, которая должна исполниться на небесах. Не станем думать, что те, кому Евангелие было обетовано и проповедано, наслаждались подобно грубым животным плотскими похотями, не заботясь о своих душах. Евангельская проповедь не объявляет ни о чём другом, кроме как об оправдании бедных грешников Богом по Его отеческой милости, но отнюдь не по заслугам. И вершина оправдания – Иисус Христос. Кто же осмелится лишать евреев Христа? Кто осмелится отлучать их от надежды на спасение, раз им было проповедано то же учение о вере? Поэтому Дева Мария и Захария восклицают в своих песнях (от Луки 1,54): «Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил к отцам нашим, к Аврааму и семени его до века»; (1,72): «Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой». Если Бог, являя Христа Своего, исполнил древнюю клятву, то нельзя отрицать, что целью Ветхого Завета были Христос и вечная жизнь. Господь запечатлел истинность этого обетования и показал его осуществление, назвав Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова спустя много лет после их смерти. От Луки, 20,38: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы».
Более того, Апостол уравнивает с нами народ Израиля и в плане значения таинств (1 Коринфянам, 10,2): «Все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».
Теперь рассмотрим, были ли благочестивые люди Ветхого Завета настолько научены Богом, чтобы понимать, что им уготована доля лучше земной, и чтобы размышлять о ней, презирая эту бренную жизнь.
Ной большую часть своей жизни потратил на постройку ковчега, трудясь до изнеможения, пока остальной мир предавался утехам. Авраам покинул свою страну, оставил родных и друзей. Едва вступил он в землю, которую указал ему Бог, он бежит оттуда из-за разразившегося голода. Ради сохранения своей жизни он вынужден отказаться от жены. Состарившись, он оставался бездетным. Наконец, он родил Измаила, но был уязвлен упрёками жены своей Сарры, что он стал причиной разлада в доме. В последние дни ему был дан Исаак, но он получает повеление убить его. Короче говоря, Авраам мучился и страдал на протяжении всей своей жизни. Обратимся к Исааку, который вкусил очень мало земных радостей. Голод прогнал его из земли Ханаанской. Соседи всячески донимали его, и ему приходилось бороться даже за воду. Он был очень огорчён раздором между детьми и сумел помочь этой беде, лишь изгнав из дома того, кого благословил. Что касается Иакова, то он из-за угроз брата бежал от родителей и из своей земли. Иаков семь лет находился у Лавана в тяжком услужении – в конце этого срока ему дали не ту жену, которую он желал. И ему вновь было нужно поступить в услужение, во время которого он томился днём от жары, ночью от стужи, переносил дождь, ветер и бурю без сна и отдыха. В своём доме он тоже не имел покоя, терзаемый ссорами и ревностью своих жён. Приближаясь к владениям брата, он терзается страшной тревогой. При вхождении в ту страну Иаков потерял любимую жену Рахиль. После этого ему сообщили, что его сын от неё растерзан диким зверем. Задумаемся, какое горе и смятение охватили Иакова, когда он узнал, что его дочь похищена и обесчещена. И сам он говорит фараону (Бытие 47,9): «Малы и несчастны дни жизни моей». Из слов Иакова следует, что он полагал свою надежду не в земных делах. Зачем было Иакову с такими усилиями добиваться первородства, которое не принесло ему ничего хорошего и стало причиной ухода из отчего дома, если бы он не видел более возвышенного благословения? И сам он воскликнул с последним вздохом (Бытие 49,18): «На помощь Твою надеюсь, Господи»! На какое спасение мог он рассчитывать, зная, что спустя мгновение отдаст душу, если бы не видел в смерти начало новой жизни?
Если святые отцы ожидали от Бога блаженной жизни, то они, конечно же, знали о другом блаженстве, нежели даёт земная жизнь. Евреям 11,13: «Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». И Давид написал (Псалом 33,23): «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Такая надежда выражена у Исаии (51,6): «Небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет».
В самом деле, нельзя иначе понимать сказанное Давидом о блаженстве верующих кроме как в смысле небесной славы. Псалом 96,10: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие». Псалом 91,13: «Праведник цветёт как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насаженные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего». Псалом 91,8: «Нечестивые возникают как трава, и делающие беззакония цветут, чтобы исчезнуть на веки». Если наш взгляд будет прикован к миру в его нынешнем состоянии, то как будто бы нет никакой награды за невинность перед Богом. Как часто нечестивые благоденствуют и процветают, а добрые люди подвергаются поношению, впадают в нищету и переживают всякие иные несчастья. Где в этом мире ров погибели, поглощающий нечестивых? Иов 21,7: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дома их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них». Когда же проявится сила и красота верующих, если не тогда, когда видимость мира сего будет опрокинута наступающим Царством Божьим, когда Господь сотворит суд, чтобы установить вечный порядок для неба и для земли? Даниил 12,2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звёзды, во веки, навсегда».
Итак, мы заключаем, что Ветхий Завет не ограничивается земными вещами, но содержит обетования, касающиеся вечной жизни. Ибо и сегодня Иисус Христос не обещает какое-то иное Царство Небесное (от Матфея 8,11): «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Св. Пётр учил евреев своего времени, что они наследники евангельской милости (Деяния 3,25): «Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоём благословятся все племена земные». В верующих Ветхого Завета пребывал тот же Дух, Который пребывает в нас. Псалом 50,13: «Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня». Мы видим, что Дух Божий, живущий в нас, обитал и в тех людях.
Так что же, спросит кто-нибудь, значит между Ветхим и Новым Заветом не остаётся никакого различия? Таких различий пять. Все они относятся к способам, которыми Богу было угодно распространить Своё учение, а не к его существу.
Первое различие состоит в следующем. Хотя Бог всегда желал, чтобы Его народ устремлял своё разумение к небесному наследию, однако, чтобы утвердить его в надежде на невидимое, Он дал ему созерцать их в виде земных благодеяний. Теперь же, яснее открыв в Евангелии дар будущей жизни, Бог непосредственно направляет наши умы к размышлению о ней, не упражняя их с помощью низших предметов, как Он поступал с израильтянами. Евреи имели ту же Церковь, что и мы, но она находилась ещё в детском возрасте. Поэтому Господь и применил к ним эту педагогику: являя верующим Своё благоволение в земных дарах, давал им прообраз духовного блаженства, к которому они должны стремиться. Земные благословения Бога побудили Давида к размышлениям о высшей милости. Псалом 83,3: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому». С другой стороны, телесные муки, насылавшиеся Им на злодеев, были указанием на грядущий Божий суд. Несведущие люди удивляются непостоянству Бога: если в древности Он был так скор на суровое мщение, то почему теперь Он наказывает мягче и реже? Бог пожелал под видом земных благ обозначить обетованное Им вечное блаженство, а под видом телесных мук – страшное проклятие, ожидающее нечестивых.
Второе различие заключается в использовании образов. Чтобы прийти к истине, в центр мы поставим союз, заключённый Богом однажды, дабы он длился вечно. Его исполнение, через которое он подтверждён и закреплён – это Иисус Христос. Но поскольку этого исполнения ещё предстояло ожидать, Господь через Моисея установил ритуалы, которые стали его прообразами, включали жертвоприношения и другие церемонии. Евреям 7,22: «Лучшего завета поручителем соделался Иисус». 7,26: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». От Матфея 26,28: «Сие есть Кровь Моя нового завета за многих изливаемая во оставление грехов». Прежде чем взошло солнце правды, не было ни столь яркого света Откровения, ни столь ясного понимания. Моисей и пророки привили людям стремление к мудрости, и показали её издали. Но в Иисусе открылись все сокровища мудрости и учения, способные возвысить людей почти до самых высоких небес.
Перейдём теперь к третьему различию, к которому нас подводят слова Иеремии (31,31): «Вот наступают дни, говорит Господь, Когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, - не такой завет, какой Я заключил с отцами их… тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его». Этот отрывок св. Павел использует для сопоставления Закона и Евангелия (2 Коринф. 3,6): «Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит». Самым существенным в Законе пророк и Апостол считают предписания хорошего, запрещение дурного, обещание награды праведникам, угрозы грешникам. Но Закон не может исправить естественную испорченность всех людей, так как он возвещён вне действия Святого Духа. Он поражает проклятием весь человеческий род. Новый Завет духовен, ибо Господь запечатлел его в сердцах Своих верных. Новый Завет – орудие жизни, так как вверяет нас Божьей милости. Это различие между буквой и Духом нельзя понимать в том смысле, что данный прежде Господом Закон остался без плода для евреев. Это сказано для сравнения, чтобы возвеличить приток милости, которой Законодателю было угодно прославить царство Христа.
Четвёртое различие вытекает из третьего. Св. Писание называет Ветхий Завет союзом рабства, так как он порождает в сердцах людей страх и трепет. Новый Завет – союз свободы. Римлянам 8,15: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче»! Отцы Ветхого Завета, обладая тем же Духом веры, что и мы, были причастны к той же радости, но потому, что их прибежищем было Евангелие. Но мы отрицаем, что их вовсе не коснулись страх и рабство, причиняемые Законом. Они были отягощены всеми установленными тогда предписаниями и ритуалами, напоминавшие долговые расписки, в которых они признавали свою виновность перед Богом, не будучи в состоянии расплатиться с долгами.
Пятое различие заключается в том, что до пришествия Христа Бог отделил один-единственный народ, с которым заключил союз. Господь соединился с ним, чтобы называться его Богом, и чтобы этот народ поклонялся Ему. Всем прочим народам Он попустил ходить своими путями в заблуждении. Но когда явился Посредник между Богом и людьми, то Он возвестил мир дальним и ближним, дабы, примирённые с Богом, они стали одним телом. Ефесянам 2,12: «Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».
Полагаю, что в этих пяти пунктах должным образом отражено различие между Ветхим и Новым Заветом. Постоянство Бога проявляется в том, что Он дал одно учение на все времена. Служения, которого Он требовал вначале, Он требует и теперь. Изменение же его формы и внешнего выражения говорит о том, что Бог к определённым временам приспосабливает определённые способы действия так, как считает полезным.
Категория: Компендиум | Добавил: cpacenue (03.03.2007) | Автор: М.Е. Малахов
Просмотров: 1023 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
© 2006 - 2008; Levit

Правильный рейтинг Rambler's Top100 Топ-Рейтинг «Град Божий»

dating sites adult friend finder
счетчик посещений