Доступ к богатствам, которые мы имеем в Боге, мы получаем путём молитвы. Дух усыновления, Который запечатлевает веру в наших сердцах, подкрепляет нас и даёт нам мужество без страха говорить о наших желаниях Богу и с невыразимым волнением взывать: «Авва, Отче»! Небесный Отец свидетельствует (Иоиль 2,32): «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Мы взываем к присутствию Бога, и Он нам являет его. Псалом 144,18: «Близок Господь ко всем призывающим Его». Рассказав Господу о нуждах, терзающих нас, мы получаем успокоение, поскольку ничего из наших страданий не сокрыто от Того, чья благосклонность к нам очевидна, а власть помочь – несомненна. Псалом 61,9: «Изливайте пред Ним сердце ваше». Псалом 33,16: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их». Хотя порой Бог помогает нам прежде, чем мы воззовём к Нему, нам необходимо усердно Ему молиться. Во-первых, для того, чтобы наше сердце воспламенилось горячим желанием всегда искать Его, любить и прославлять, к чему мы привыкаем, когда видим в Нём единственное прибежище в своих нуждах. Во-вторых, для того, чтобы наше сердце никогда не волновали желания, свидетелями которых мы не хотим видеть Бога – а так происходит, когда мы раскрываем перед Его очами все глубины нашего сердца. В-третьих, чтобы, получив просимое, мы получили величайшее наслаждение от благ, которыми одаривает нас Бог, сознавая, что получили их по нашим молитвам. В-четвёртых, чтобы мы были готовы принять Его благодеяния с истинной признательностью. Первейшее правило доброй молитвы таково: нам следует так настроить ум и сердце, как это подобает людям, входящим в общение с Богом. Желающий молиться должен прилагать к молитве усердие и не отвлекаться на мимолётные мысли, но возвышаться до чистоты, достойной Бога. Ещё один вопрос состоит в том, чтобы не просить более того, что нам позволяет Бог. Очень многие не только осмеливаются докучать Богу своими безумствами без всякого почтения и стыда, но до такой степени исполняются наглости и глупости, что без всяких угрызений совести просят у Бога удовлетворения своих вожделений, которые они не осмелились бы открыть людям. Иакова 4,3: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». Поэтому нам всегда следует помнить правило (1е Иоанна 5,14): «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас». Бог, дабы помочь нам в нашей немощи, даёт нам в качестве Наставника Свого Духа. Римлянам 8,26: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными». Собственно говоря, не Сам Дух молится и воздыхает, но подвигает нас на добрые и святые прошения и вызывает у нас воздыхания, которые усиливают молитву. Поэтому св. Павел называет воздыхания, которые мы возносим к Богу под водительством Святого Духа, неизречёнными. Люди, обладающие молитвенным опытом, не раз переживали такую растерянность и тревогу, что не знали, с чего начать молитву. Отсюда следует, что дар молитвы – это особенный дар. Второе правило молитвы состоит в том, чтобы, молясь, мы выражали своё прошение с горячим чувством. Многие проговаривают молитвы так, словно исполняют нудную повинность. Исаия 29,13: «Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». Необходимо, чтобы верующие остерегались представать перед лицом Бога с какой-либо просьбой, если только они горячо этого не жаждут и жаждут получить именно от Него. Бог побуждает нас молиться о том, что необходимо сейчас и чего требуют обстоятельства. Повод для молитвы имеется во всякий час. Оглядимся вокруг и увидим, какое число опасностей непрестанно нам угрожает. Какую передышку дадут нам искушения, чтобы нам не нужно было просить о помощи? Ефесянам 6,18: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время». Правильная молитва требует раскаяния. Ибо насмешка над Богом то притворство, когда просящий у Него прощение за свои грехи, в глубине души не считает себя грешником. Бог не слушает неправедных. Их молитвы и их жертвы Ему отвратительны. Исаия 1,15: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». Третье правило заключается в том, что человек, предстающий перед Богом для молитвы, должен отбросить всякие фантазии относительно собственного достоинства. Ему следует отдать всю славу Богу. У нас есть множество примеров подобной кротости. Исаия 64,6: «Вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблёкли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас… Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей». Четвёртое правило молитвы состоит в том, что мы, поверженные в искреннем самоуничижении, всё-таки имеем твёрдую уверенность в том, что наши молитвы будут услышаны. Нам придаёт силы благость Бога. Раскаяние ужасает, а вера даёт радость. Это соединение страха и уверенности выразил Давид (Псалом 5,8): «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему, в страхе Твоём». Молитва не улетает в никуда. От Матфея 21,22: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Вера – источник молитвы. Никто не может взывать к Богу, кроме тех, кто через Евангелие познал Его милость и уверен, что всегда найдёт Его, если ищет. От Матфея 7,7: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает и всякий ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Не сомневаясь и не трепеща, мы осмеливаемся называть Бога Отцом, ибо Он Сам внушил нам это именование. Здесь возникает несколько вопросов. В Писании рассказывается, что Бог исполнял прошения, которые исходили не из смиренного и спокойного сердца. Так, у Иофама были веские причины проклинать жителей Сихема. Судей 9,20: «Да изыдет огонь от Авимелеха, и да пожжёт жителей Сихемских». Поскольку он был движим гневом и жаждой мести, то, казалось бы, Бог, сотворив то, о чём просил Иофам, поощрил неукротимую страсть. Очевидно, что Самсон был одержим тем же племенем, когда говорил (Судей 16,28): «Укрепи меня только теперь, о Боже! Чтобы мне отмстить Филистимлянам». Бог дал ему желаемое. Как Бог (от Матфея 5,45): «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», - так не презирает он стонов тех, на чьей стороне правда и чьи беды достойны Его помощи, пусть даже сердца их нечисты. От Луки 6,35: «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Кроме того, Бог желает побудить усерднее молиться Своих верных, если они увидят, что вопли и стенания даже мирских людей порой не остаются без ответа. Поскольку ни один человек недостоин предстать перед ликом Бога, (1е Иоанна 2,1): «Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника». Благодаря Ему мы можем свободно приблизиться к Богу. От Иоанна 16,24: «Доселе вы ничего не просили во имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна». От Иоанна 14,13: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». Св. Амвросий: «Он является нашими устами, которыми мы говорим с Отцом». Те, кто взывает к Богу от иного имени, нежели имя Иисуса Христа, не имеют никакого обетования что-либо получить от Него. Слишком большая глупость рассчитывать на доступ к Богу через святых, которые уйдя из этого мира, живут со Христом. Не станем воображать, будто они имеют какой-либо иной путь кроме Христа. А паписты ссылаются на заслуги святых и их именем призывают Бога. И кто – Ангел или дьявол когда-либо шепнул людям хотя бы одно слово о заступничестве святых, которое они выдумали? В Писании об этом не сказано ничего. Как будто нашим противникам не хватает Христа или Он слишком строг для них. Этим они явно демонстрируют свою немощь. Я спрошу, кто нам открыл, что у святых такие больше уши, которые позволяют слышать наши слова? Софисты болтают, будто в свете лика Божьего святые видят как в зеркале то, что происходит внизу. Но утверждать подобное – не что иное, как желание с помощью наших мечтаний вторгнуться в тайные суды Бога. Безумие в этом отношении дошло до такой степени, что на каждого из святых возложили особую задачу и то одного, то другого просят быть ходатаем в каком-то особенном деле. Более того, каждый выбирает своего личного святого и доверяется его покровительству. Я не говорю о более тяжких зрелищах нечестия, которым предаются паписты, когда, падая на колени перед образами св. Варвары, св. Екатерины, они бормочут: «Отче наш». Или когда молят Деву Марию приказать своему Сыну исполнить их просьбы. И прелаты не запрещают эти оргии. У этих людей нет более надёжного довода в пользу заступничества святых, нежели ссылка на то, что мы недостойны приближаться к Богу. Согласен, это верно. Но из этого мы заключаем, что они считают ничем ходатайство Иисуса Христа за нас, не берут Его в расчёт, устремляясь больше к св. Георгию, св. Ипполиту и другим подобным личинам. Усердие в молитве не имеет ничего общего с суеверными длиннотами и повторами. Паписты, машинально бормоча «Аве Мария» и по сотне раз перебирая чётки, попросту тратят время. От Матфея 6,7: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Есть ещё одно заблуждение, которое тоже отвергает Иисус Христос. От Матфея 6,5: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы покрасоваться перед людьми…Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему». Молитва требует покоя, свободы от плотских чувств и мирских забот. Не случайно Сам Господь Иисус, желая предаться молитве, удалялся от людского шума. От Матфея 14,23: «И отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Дабы общие молитвы Церкви не были в небрежении, Бог назвал Свой храм «домом молитвы». Исаия 56,7: «Дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». Этим Он показал, что молитва – главный род служения Ему. Люди, отказывающиеся от молитвенного общения с народом Божьим, не могут оправдаться заявлением, что исполняют Божье повеление у себя дома. От Матфея 18,19: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Что касается пения в Церквях, то оно есть украшение, придающее больше достоинства хвале Богу и хорошее средство воодушевления сердец. Но нужно следить, чтобы уши не были более внимательны к гармонии пения, нежели умы – к духовному смыслу слов. Когда песни и мелодии сочиняются лишь для удовольствия слуха, это не может быть угодно Богу. Публичные молитвы должны совершаться на разговорном языке данной страны, чтобы молитвы могло понять всё собрание. Ибо они должны служить для наставления всей Церкви. 1е Коринф. 14,9: «Если вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер». Иисус Христос дал нам образец молитвы: Отче наш, сущий на небесах! Мы не могли бы называть Бога нашим Отцом, и было бы дерзостью объявлять себя Его детьми, если бы мы не сделались таковыми по Его милости, явленной в Иисусе Христе. Он есть Его истинный собственный Сын по природе и был дан нам Богом как брат, дабы то, что присуще Ему по природе, стало нашим через дарение и усыновление – если только мы в твёрдой вере примем это великое благодеяние. От Иоанна 1,12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». 1е Иоанна 3,1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Бог не мог бы дать более надёжного свидетельства Своей беспредельной любви к нам, нежели желание, чтобы мы назывались Его детьми. А если мы Его дети, то не можем искать помощи где-нибудь ещё, кроме как у нашего Небесного Отца. Нам нельзя ссылаться на то, что страшно обращаться к Богу из-за своих грехов. Отеческое милосердие мы видим в притче (от Луки 15,18): «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его». Из сказанного «Сущий на небесах» не следует делать вывод, будто Бог пребывает на небесной сфере. 3я Царств 8,27: «Небо и небо небес не вмещают Тебя». Тем самым Бог объявляет, что не живёт в каком-то определённом месте. Но так как наше неведение и слабость разума не позволяют иначе представить себе Его славу, высоту и надмирность, то Он обозначает для нас как «небеса» - самое высокое и великое, что мы можем созерцать. Это выражение также указывает, что Своим Провидением Он правит землёю и небом. Да святится имя Твоё. Где бы ни являлся Бог, нам невозможно не обнаружить Его могущество, доброту, мудрость, справедливость, милосердие, истину, которые восхищают нас и побуждают петь Ему хвалу. Мы должны просить, чтобы Богу воздавалась честь по достоинству, чтобы люди говорили и думали о Нём с особенным почтением. Всё, что мы получаем, исходит от Него. Мы не святим Бога должным образом, если не отдаём Ему Его достояния. Да приидет Царствие Твоё. Бог считает Царством, когда люди, отвергнувшие себя и презирающие мир и земную жизнь, предаются Божьей праведности и стремятся к небесной жизни. Человек, стремящийся совершить это прошение, должен пожелать очиститься от всякой испорченности, чтобы Бог делал нас причастниками Своей славы, покоряя нас Своей праведности. Да будет воля Твоя и на земле как на небе. Нам даётся повеление молиться о том, чтобы земля была укрощена, чтобы исчезли с неё всякое упрямство и испорченность, и она покорилась Божьему владычеству. Чтобы наши сердца вёл Его Дух и из глубины наших душ учил нас любить угодное Богу и ненавидеть ненавистное Ему. Чтобы Бог разбил и уничтожил все желания, противные Его воле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. В этом прошении мы возлагаем на Бога заботу о нас, поручаем себя Его промыслу, чтобы Он питал, поддерживал и хранил нас. Хлеб становится нашим в результате дарения. Никакой труд и усердие не принесут нам ничего, если не будет Божьего благословения. Левит 26,20: «И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих». Богачи нуждаются в Его щедрости не меньше, чем бедняки. Само достояние, находящееся у нас в руках, не наше, если Богу не угодно всякий час уделять нам от него и давать в пользование. Наша испорченность столь велика, что о своём теле мы заботимся намного больше, нежели о душе. Следовательно, ожидание от Бога вещей, которые постоянно причиняют нам столько тревог и страданий – нелёгкое испытание веры. От Матфея 6,26: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что нам пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Господу угодно изгладить наши грехи без всякой оплаты, но удовлетворяясь милосердием в Иисусе Христе. Мы просим, чтобы прощение было дано нам так, как мы прощаем причинивших нам зло. Это значит очистить своё сердце от всякого гнева, ненависти, стремления отомстить и позабыть все нанесённые нам обиды. Если мы не пытаемся от всей души помириться со своими врагами, жить с ними в мире, любви и милосердии, то в этой молитве мы просим Бога не прощать наши грехи. От Матфея 6,14: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Есть множество видов искушений, как производимых в нас похотью, так и внушаемых дьяволом. Нужно глубоко осознать, что не в нашей власти вступить в битву с дьяволом, этим сильным и страшным бойцом, не в нашей власти выдержать его нападения. Те, кто самоуверенно готовятся бороться с дьяволом, не вполне понимают, с каким врагом им предстоит сражаться, как он силён и хитёр, как хорошо вооружён разнообразным оружием. Поэтому смысл нашего прошения заключается в том, чтобы никакое искушение не победило и не поработило нас, но чтобы, находясь под защитой нашего Господа, будучи уверенными в Его заботе, стать победителями греха, врат ада и всего царства дьявола. Это и есть быть избавленными от лукавого. Искушения нам необходимы, дабы бодрствовать и не поддаваться лени. Псалом 25,2: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Ибо плоть, не подавленная подобным образом, ропщет и бунтует сверх всякой меры. 1е Коринф. 10,13: «И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. В этом наша вера обретает твёрдый и надёжный покой. В заключение молитвы звучит «аминь». Им выражается пылкое желание получить исполнение всех прошений, высказанных Богу. И подтверждается упование, что всё, о чём мы молились, нам будет дано. Ибо это обетовано Богом, Который не может лгать. Всё, что мы вправе просить у Бога, содержится в этой молитве. Невозможно отыскать никакой другой молитвы, которая была бы сопоставима по совершенству с «Отче наш». В ней Бог объявляет всё то, что Ему угодно, всё то, что нам нужно и всё то, что Он хочет нам дать. При всякой молитве нам нужно глубоко сознавать, что нельзя ограничивать Бога во времени, пространстве, способе действий при исполнении наших прошений; не навязывать Ему какие-либо условия, а покоряться Его воле, дабы делаемое Им делалось тем способом, в то время и в том месте, какие Ему угодны. Поэтому прежде чем обратиться к Нему с прошением, мы просим, чтобы совершилась Его воля. Если наши сердца будут воспитаны в подобном послушании, то мы легко научимся сохранять упорство в молитве и ожидать в терпении нашего Господа. И Господь убедит нас, что Он всегда пребывает с нами и в своё время объявит, что никогда Его уши не были глухи к нашим прошениям. Это послужит нам чудесным утешением, чтобы мы не отчаивались, если порою Бог не исполняет наших первых желаний. Следует остерегаться искушать Бога и вызывать Его гнев своим нетерпением и навязчивостью, как поступают те, кто готов жить в согласии с Ним, только торгуясь и заключая сделки, будто Бог – раб их желаний. Если же Он тотчас не исполняет их, они гневаются и ропщут. Если даже после долгого ожидания наше сознание не видит никакого плода от молитв, вера убеждает нас, что мы получим от Бога всё доброе и полезное. Ибо, чтобы испытать Своих верных, Господь прибегает к суровым средствам, прежде чем дать вкусить им сладость Своей любви. Что могли бы они, скорбные, безутешные и полумёртвые, кроме как впасть в отчаяние, если бы их не ободряла мысль: на них взирает Бог, и им уготован хороший выход из всех нынешних испытаний? 1е Царств 2,6: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит». Даже если мы потеряем всё, Господь Бог никогда не удалится от нас, ибо Он заботится о нас в переносимых нами невзгодах. Псалом 30,23: «В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе…Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа»!