Теперь нам нужно поговорить об оправдании верой. Человек оправдан своими делами, если он провёл жизнь в такой чистоте и святости, что заслуживает звания праведника перед Богом. Напротив, оправданным верой именуется тот, кто, не будучи праведен по своим делам, воспринимает праведность от Иисуса Христа по вере. Бог полагает нас праведными во Христе, хотя сами по себе мы отнюдь не таковы. Римлянам 4,4: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Римлянам 8,33: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их». Псалом 31,1: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха». 2е Коринф. 5,18: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их». Большинство людей воображают, что праведность состоит из веры и дел. Покажем, что для получения праведности от Христа нужно отказаться от своей собственной. Филиппийцам 3,8: «Всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере». Римлянам 3,27: «Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой независимо от дел закона». Ефесянам 2,8: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Да, мы исповедуем, что исполняющие закон праведны перед Богом, однако люди весьма далеки от подобного совершенства. Писание показывает нам, что оправдание совершается следующим образом. Вначале Бог принимает грешника в Своей чистой, даваемой даром благодати, не видя в нём ничего, что бы подвигло Его на милость, кроме жалкого состояния человека. Затем Он вселяет в грешника ощущение Своей доброты, чтобы, потеряв надежду на всё, чем он обладает, человек целиком вручил дело своего спасения милости Божьей. Вот то чувство веры, посредством которого человек приобретает своё спасение: наученный евангельским учением, примирённый с Богом и получивший прощение грехов праведностью Христа, он оправдан. И хотя он возрождён Божьим Духом, он не успокаивается на добрых делах, которые творит, но всё более убеждается, что его праведность коренится в одной лишь праведности Христа. Св. Августин говорит, что праведность святых в этой жизни представляет собой более прощение грехов, нежели совершенство в добродетели. Мы видим, что грех – это разделение между Богом и человеком, и что он отвращает лицо Бога от грешника. Иначе и быть не может: союз с грехом противен Божьей праведности. Поэтому человек есть враг Бога, пока не восстановлен в Божьей милости через посредство Христа. Римлянам 5,10: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнию Его». Итак, тот, кого Бог принимает в любви, именуется оправданным, потому что Он не может кого-либо соединить с Собою, пока не сделает грешника праведным. 2е Коринф. 5,21: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом». Господь наш Иисус передаёт нам Свою праведность таким образом, что её оказывается достаточно для того, чтобы устоять на Божьем суде. Св. Амвросий нашёл очень хороший пример такой праведности в благословении Иакова. Подобно тому, как Иаков, не заслуживший первородства сам по себе, спрятался под личиной своего брата и оделся в его одежду, которая издавала приятный запах, и проник к своему отцу, чтобы получить благословение – так и нам нужно укрыться в одежды Христа. Ибо для того, чтобы предстать перед Богом, нам нужно благоухать Его благоуханием. Об оправдании делами болтают люди, которые не задумываются о справедливости и праведности Бога. Ибо она настолько совершенна, что может принять только то, что цельно, чисто и полно такого совершенства, которое невозможно описать. Нам нужно увидеть Небесного Судью таким, каким Он изображён в Писании: от света Которого меркнут звёзды, силою Которого горы тают как снег, от гнева Которого колеблется земля, чистота Которого так совершенна, что в сравнении с нею всё запятнано. Иов 4,18: «Вот, Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих усматривает недостатки». И кто без трепета осмелится приблизиться к Его Престолу? Нам нетрудно представлять, что мы обладаем чем-то. Но как только мы поднимем глаза к Богу, эта уверенность исчезает в один миг. Справедливость Бога обвинит нас в тысяче преступлений, из каковых мы не оправдаемся ни в одном. Если звёзды, которые среди ночи кажутся яркими и сияющими, утрачивают весь свой свет при появлении солнца, то что произойдёт с самой чистой невинностью, когда она будет сопоставлена с чистотою Бога? Ибо тогда нам будет предстоять невообразимо строгий экзамен, во время которого откроются самые тайные помышления сердца. Писание говорит (Притчи 16,2): «Все пути человека чисты в его глазах». Но на Божьем суде эта праведность будет повержена в прах. Так человек, которому снится, что он богат, пробуждаясь, находит себя нищим. Итак, сознание суровости Божьего суда должно привести к тому, чтобы мы укротили себя страхом и были готовы принять благодать Иисуса Христа. 1е Петра 5,5: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Св. Бернар: «Моя заслуга – это милость Господа». Смирение – это сердечное самоотречение, происходящее от искреннего чувства нашей ничтожности и нищеты. Исаия 66,2: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего перед Словом Моим». Наш добрый Господин даёт нам в притче подлинный образ смирения. От Луки 18,10: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Поскольку фарисей верит, что праведен по делам, он уходит отвергнутый Богом. Напротив, мытарь оправдан сознанием своего нечестия. От Матфея 9,12: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Нам следует запомнить короткое правило: к принятию Божьей милости готов тот, кто полностью самоуничижился и отказался от обманывающего подобия собственной праведности. Ибо чем более человек полагается на самого себя, тем больше он создаёт препятствий для благодати Божьей. Мы никогда не сможем достойно прославлять Бога иначе, как отказавшись от прославления себя. Человек, хвалящий самого себя, хвалится наперекор Богу. Римлянам 3,23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Иеремия 9,24: «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня». Цель, ради которой оправдываются избранные Богом, состоит в том, чтобы они прославились в Нём, а не как-то иначе. Давид указывает на милость Бога, как на причину спасения (Псалом 118,76): «Да будет же милость Твоя утешением моим». Именно в этом нам следует прочно утвердить нашу надежду. Когда Бог показывает Себя нашим Пастырем, появляется уверенность вопреки тени смертной. Псалом 22,1: «Господь – Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться». И 4 стих: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною». 1е Иоанна 3,1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Галатам 4,7: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Верующие убеждены: они могут надеяться на то, что унаследуют Царство Небесное только потому, что привиты к Телу Христову и через Него даром получают оправдание. Когда Бог примиряет нас с Собою через праведность Иисуса Христа и, дав нам даром прощение грехов, считает праведниками, то с этой милостью соединено другое благодеяние: посредством Святого Духа Он обитает в нас, и силою Духа день ото дня умерщвляются похоти плоти. Таким образом мы освящаемся, а наши сердца воспитываются в послушании Закону. Однако даже под водительством Святого Духа в нас остаются следы несовершенства. Какою же праведностью обладают верующие посредством своих дел? Нам совершенно невозможно совершить какого-либо чистого и безупречного дела, так как одного единственного греха достаточно, чтобы изгладить воспоминание о нашей прежней праведности. Мы видим, что Адам только за один грех был отвергнут Богом. Иакова 2,10: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновен во всём». Всё, что мы приобретаем от праведных дел, подавляется и ежечасно исчезает из-за грехов, которые следуют за ними. Ибо у нас не может быть совершенства, пока мы пребываем в смертном теле. 1е Иоанна 1,8: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». И лишь милость Божия избавляет нас от осуждения путём прощения непрестанного греха. Паписты полагают, что человек, однажды возрождённый Богом, становится угоден Ему благодаря добрым делам. Как согласовать притязания на Божье воздаяние со сказанным (от Луки 17,10): «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать»? Святые нередко укрепляются и утешаются, думая о своей невиновности, а порой громко свидетельствуют о ней. Ответ таков: добрые дела, которые Бог даёт нам совершить, имеют ценность только как признак Божьего призвания. Этими плодами своего возрождения святые показывают, что Бог принял их и сделал Своими детьми. Св. Августин: «Господи, воззри на Твои дела во мне, а не на мои. Ибо если Ты увидишь моё, то осудишь меня, а если увидишь Твоё, то увенчаешь. Ведь в самом деле, все мои добрые дела – от Тебя». Св. Бернар: «Приложи усилия к тому, чтобы иметь заслуги. Но когда они у тебя будут, пойми, что они тоже тебе дарованы. Полагай в них плод милости Божьей». Похвала даётся избранным не за добрые дела, но потому, что Бог прославляет оправданных. Римлянам 8,30: «А кого оправдал, тех и прославил». Мы не делим похвалу за добрые дела между Богом и человеком, как поступают софисты, но всё сполна отдаём Богу. Я призываю в свидетели здравый смысл. Если получивший поле в бесплатную аренду захочет узурпировать права собственника, то не заслуживает ли он лишения права пользования этим полем? Как же неблагодарно впадать в тщеславие, полагая, будто то, что есть исключительно Божье благодеяние, воздаётся нам за дела. Св. Павел сказал (1е Коринф. 3,11): «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Какое же основание имеем мы в Иисусе Христе? Является ли оно лишь началом нашего спасения, довершить которое зависит от нас? И открыл ли Он только путь, по которому мы пошли бы, опираясь на собственное усердие? Это отнюдь не так. В вечности, прежде создания мира, мы были избраны в Нём. Ефесянам 1,4: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира». Смертью Христа мы были искуплены от осуждения к смерти. Мы примирены с Богом Кровью Христовой. Мы вне опасности и не погибнем вовек. От Иоанна 10,28: «И я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Он – наша праведность. Он – наша чистота. Он – наша жизнь. Во Христе мы обладаем всем. В самих себе – ничем. Итак, мы должны строить на этом основании, если хотим быть храмами, посвященными Господу. Мы не оправдываем человека его делами, но говорим, что все, кто от Бога, возрождены и соделаны новой тварью, так что из под владычества греха они переходят в царство праведности и, подобно деревьям, познаются по плодам. От Матфея 7,17: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые». С помощью приведённых рассуждений нетрудно опровергнуть нападки иных людей, которые утверждают, будто мы, уча, что никто не заслуживает спасения добрыми делами, вообще отвергаем последние. А также, что мы открываем слишком лёгкий путь к оправданию. Они твердят, что если проповедуется оправдание верой, то ценность добрых дел уничтожается. Но что если, напротив, она тем самым утверждается? Ведь мы не фантазируем о вере, которая была бы лишена добрых дел. Вот ключевой момент проблемы: мы проповедуем веру, необходимо соединённую с добрыми делами, однако праведность полагаем в вере, а не в делах. Ибо где источник того, что мы оправданы верой? Он в том, что через неё мы принимаем праведность Христа. Но мы не можем принять праведность Христа, если с ней не принимаем освящения. 1е Коринф. 1,30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас … праведностью и освящением». Христос не оправдывает ни одного человека, кого Он одновременно не освящает. Ибо эти благодеяния связаны вечной связью. Он дарует их вместе и никогда одно без другого. Истинную праведность невозможно сравнить с нашими добрыми делами, поэтому нам она даётся только даром. Нам, но не Христу, Которому она стоила очень дорого: Он купил её Своею бесценною святою Кровью, ибо не было никакой иной цены, которая могла бы удовлетворить Божий суд. Полагаю, мы опровергли утверждение клеветников, будто являемся противниками добрых дел. Ведь мы отрицаем оправдание делами не для того, чтобы их никто не творил, но для того, чтобы не приписывал им силу спасения. Но враги напоминают об обетованиях Закона. Второзаконие 7,12: «Если вы будете слушать законы сии, и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой будет хранить завет и милость к тебе». Но Бог ничего не обещает тому, кто полностью и совершенно не соблюдает Закон, а такого человека не существует на свете. Второзаконие 27,26: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего». По этой причине обетования, данные в Законе, оказались бы бесплодны, если бы Бог не помог нам Евангелием. Галатам 2,16: «Человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа». Обетования Закона не доходят до нас, пока они относятся к делам и заслугам. Евангельские обетования не только нас сделали угодными Богу, но и наши дела – приятными Ему. И Он их вознаграждает благословениями, которые раньше полагались за совершенное соблюдение Закона. Наши противники ссылаются на высказывание св. Петра (Деяния 10,34): «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Софисты также толкуют в свою пользу сказанное Ангелом Корнилию (Деяния 10,31): «Корнилий! Услышана молитва твоя, и милости твои воспомянулись перед Богом». Но ведь было необходимо, чтобы Корнилия уже просветил Дух премудрости, ибо он был научен страху Божьему. Так что всем, что было приятно в нём Богу, Корнилий обладал по благодати Божьей. Данная даром милость Божья предшествует всем добрым делам и представляет собой их источник. Наши противники утверждают, что нам противостоит св. Иаков. (Иакова 2,14): «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»? И далее 21 стих: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего»? Я задаюсь вопросом, не желают ли они столкнуть св. Иакова со св. Павлом? Римлянам 4,2: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Как же согласовать эти утверждения? Следует рассмотреть цель, к которой стремился Иаков. Он хочет показать, до какой степени ничтожны лжецы, тщеславно прикидывающимися верующими, однако ведущие распутную жизнь. Св. Иаков не говорит: «если кто-то имеет веру без дел», - но: «если кто-то хвалится тем, что имеет её». Далее он выражается яснее, именуя её мёртвой (2,20): «Вера без дел мертва». Разумеется, если всё содержание веры свести к тому, что есть только один Бог, то неудивительно, что она не может оправдать. Ибо истинная вера оправдывает нас, лишь соединяя с Иисусом Христом. Слова св. Иакова выражают две идеи: что суетная видимость веры не оправдывает, и что верующий проявляет свою праведность в добрых делах. Мы не отрицаем, что праведность, которой обладают верующие, является для них некоей ступенью к бессмертию. Но это верно только тогда, когда Господь ниспосылает человеку Свою милость, когда не оценивает его дела по достоинству, а принимает их с отеческой благосклонностью. Я утверждаю, что всякие дела осквернены другими преступлениями, либо как-то запятнаны, пока Господь не смоет пятен, которыми они загрязнены и не простит человеку все его прегрешения. Теперь мы объясним те отрывки, в которых говорится, что Бог воздаст каждому по делам его. От Матфея 16,27: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». 2е Коринф. 5,10: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». 1е Коринф. 3,8: «Каждый получит награду по своему труду». Царство Небесное – это не плата служителям, а наследие детей, которое получат только те, кого усыновил Бог. Ефесянам 1,5: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа». Он ведёт верных Ему в вечную жизнь путём добрых дел, потому и сказано, что предызбранные увенчаны по их делам. Чтобы мы не думали, что плата, обещанная Господом, должна измеряться соответственно нашим заслугам, Иисус рассказывает притчу (от Матфея 20 гл.), где сравнивает Себя с хозяином дома, который послал работать в свой виноградник всех, кого встретил: одних в первый час, других в третий, а иных в одиннадцатый. Когда же наступил вечер, он дал всем одинаковую плату. Толкование этой притчи дано св. Амвросием: «То, что работавшие только один час, приравнены к тем, кто трудился целый день, отражает положение людей, которых Бог призывает в конце жизни, чтобы вознаградить их по Своему великодушию, а не заплатить за их труд». На протяжении всей жизни Христос удерживает учеников в дисциплине креста, чтобы они не обращали своих сердец к похотям и земным благам. Поэтому Господь, обещая, что мы обретём в Нём блаженство, называет его наградой, платой и воздаянием, не потому, что мы заслужили его своими делами, а потому, что это возмещение за несчастья, беды и притеснения, которые мы терпим на земле. За добрые дела обещана награда не для того, чтобы возгордилось наше сердце, а для того, чтобы укрепилась наша слабая плоть. Наши фарисеи ссылаются на ответ Христа книжнику, который спросил (от Матфея 19,17): «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: …если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Христос всегда приспосабливал Свои ответы к тем, с кем говорил. Этот книжник был ослеплён доверием к своим делам (20 стих): «Всё это я сохранил от юности моей». Он не спрашивал ни о чём другом, кроме как о праведных делах. Поэтому Иисус и отослал его к Закону, в котором дано совершенное зеркало праведности, чтобы тот осознал себя бедным грешником. Христиане не могут считаться наученными находить прибежище во Христе, пока не узнают, какая пропасть лежит между их жизнью и Божественной праведностью, которая описана в Законе. Христос утешает людей, которые смирились, осознав это. И утешает, не ссылаясь на Закон (от Матфея 11,28): «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».